Александр Старков: «Мы не собираемся угождать публике»

15 июля 2015
0

В мае промо-группа «КультProСвет» отпраздновала пятилетие. Громкого юбилея не получилось: основатели и главные действующие лица «КультProСвета» Александр Старков и Александр Ирисов в почти круглосуточном режиме готовили очередной фестиваль ижевской музыки «Открытый город» и фестиваль модной музыки Indie Love, а кроме того, обеспечивали качественный прием кочующему международному джаз-фесту «МузЭнергоТур».

%d0%a1%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%be%d0%b2 Александр Старков: «Мы не собираемся угождать публике»

Группы в свободном доступе

Результат их работы ижевчане наблюдали все начало лета: эти музыкальные фестивали стали заметными событиями сначала в рамках Второго урбан-феста, а затем - Дня молодежи. Фестиваль Indie Love получил новую прописку (на площадке у монумента «Навеки с Россией») и предъявил образец практически идеального городского фестиваля: без цепи из охранников, отделяющих музыкантов от публики (сотрудники в форме на фестивале присутствовали, но работали очень деликатно), с хорошим звуком, с возможностью для зрителей самим выбрать, как они хотят проводить время - отплясывать перед сценой, наблюдать за концертом с импровизированного амфитеатра, в который превратились ступени лестницы у монумента, или слушать музыку из зеленой зоны, наблюдая за движением облаков над прудом в свете закатного солнца. А слушать стоило: на Indie Love впервые выступила в формате опен-эйра главная клубная группа Ижевска «Каренин» и впервые же в «свободном доступе» оказались любимцы молодежной аудитории «Алоэвера» и «Обе две».

Просветительская миссия

Но главная черта культпросветовцев, конечно, не их постоянная занятость, а редкая по нынешним временам верность выбранной идее, отраженной в названии команды. Они занимаются культурным просветительством, зачастую на свой страх и риск, без расчета на финансовую прибыль: могли бы, пользуясь наработанными за пять лет связями, привозить в Ижевск седеющих ветеранов рок-н-ролла и считать заработанные на ностальгии деньги, но вместо этого предъявляют городу совершенно новые молодые коллективы - российские и зарубежные, играющие прекрасную и далекую от мейнстрима музыку.

Александр Старков невольно подтверждает, что энтузиазма и любви к музыке и городу в его работе до сих пор больше, чем желания стать частью концертной индустрии.

  • Понимаю, что это звучит как хвастовство, но не могу не радоваться: те опен-эйры, которые мы начали делать в 2011 году, пережили все другие ижевские начинания в области концертов и вечеринок на открытом воздухе. В этом году уже не проводятся «Теория относительности» и «Свежий воздух», куда-то делись все остальные городские фестивали, а наши продолжают существовать. Это происходит потому, что мы никогда не рассчитывали на серьезные заработки и не делали ставку на большие спонсорские бюджеты.

Лето в городе

- Ваши летние фестивали и вправду «берут» общей атмосферой расслабленности, дружелюбия и обаятельного городского пижонства, нежели громкими именами приглашенных звезд.

  • Это так, хотя в этом году нам удалось пригласить на фестиваль Indie Love молодых актуальных музыкантов, которые начинали в Екатеринбурге и уже прочно вписались в обойму очень заметных героев нового музыкального поколения. Мне это нравится еще и потому, что появляется своеобразный подтекст для ижевских музыкантов и зрителей: не обязательно жить в Москве, чтобы играть отличную музыку.

- Да, у Екатеринбурга особая музыкальная судьба, он всегда был одной из отечественных рок-столиц, и от его нынешних музыкантов можно многого ожидать, но и Ижевск был столицей электронной музыки, а не заурядным провинциальным городом.

  • В каком-то смысле именно этой теме посвящен наш фестиваль «Открытый город», в котором, как мы решили принципиально, принимают участие только ижевские музыканты. Сейчас уже очевидно, что используя только местные ресурсы, можно собрать программу многодневного фестиваля, чтобы каждый день играла очередная отличная или как минимум интересная и достойная группа, на сольный концерт которой стоит потратить свое драгоценное время. Я бы сказал, и деньги, но на «Открытый город», как и другие наши опен-эйры, мы не продаем билеты, а если кто-то хочет поддержать музыкантов, то может сделать взнос любого размера в специальную картонную коробку.

- И все же фестивали «КультProСвета» довольно сильно меняют формат. «Открытый город» был опен-эйром, а в этом году прошел в шатре на Центральной площади, Indie Love был парковым фестивалем, несколько напоминавшим «Пикник «Афиши» с его зонами для бадминтона и настольных игр, с возможностью полежать на пледе на газоне в ожидании любимой группы, а теперь сцена стоит у подножия «лыж Кулаковой» и зрители вынужденно сидят на каменных ступеньках лестницы. Это осознанный поиск оптимальной формы для каждого фестиваля или вынужденное следование за обстоятельствами?

  • В большей степени обстоятельства диктуют, где пройдет следующий фестиваль. И мне очень жаль, что Indie Love ушел из парка. Сделал он это, кстати, уже давненько: в прошлом году Indie Love проходил в Летнем саду, и там полежать на газоне тоже было проблематично, что не сделало менее радостной встречу с музыкантами. Но и сцена с видом на пруд, где хедлайнеры выступают на фоне величественных закатов над водой, мне кажется чрезвычайно удачным решением. Парковые фестивали-пикники мы тем не менее планируем делать: объединять в одной программе гастрономическую и музыкальную тему, приглашая дружественные заведения общепита с интересной кухней (вегетарианской, например) и хорошие группы.

Культурный голод

- Есть ли ощущение, что культурная среда Ижевска насыщена?

  • Нет, конечно. Я несколько раз в год выбираюсь в Москву и каждый раз не знаю, куда пойти, потому что от выбора глаза разбегаются. Каждый уик-энд там - это несколько интересных фестивалей, концертов, театральных событий. В Ижевске же в большую часть дней не приходится выбирать, куда пойти, - наоборот, приходится ждать, чтобы пойти на концерт, фестиваль, выставку или спектакль, которые могут быть тебе интересны. В Ижевске в последнее время можно выбрать, куда пойти вечером, но выбор этот не всегда обладает качеством и актуальностью. Промоутеры продолжают активно снабжать ижевчан развлекательным ширпотребом. С летними музыкальными фестивалями ситуация чуть лучше, но тоже далека от идеала. И мне не хочется объяснять это различие тем, что Москва - столица страны и там крутятся деньги, а здесь - «провинция». Ресурсов у нас достаточно для того, чтобы сделать досуг горожан гораздо более разнообразным.

Например, в регулярной культурной жизни Ижевска никак не задействован пруд. Хотя в большинстве мировых городов, имеющих этот ресурс - крупный водоем и набережную, - вода используется как эффектная площадка для самых разных мероприятий.

- Сразу на ум приходит фестиваль пиротехники «Кельнские огни», на который в Кельн съезжаются ежегодно до миллиона (!) туристов - чтобы увидеть, как тысячи залпов фейерверков отражаются в водах Рейна. В бюджет города этот фестиваль приносит миллионы евродохода.

  • Или можно вспомнить яхтенную регату в Москве и праздник «Алые паруса» на Неве, который всего за несколько лет стал одним из новых брендов Санкт-Петербурга и еще одной приманкой и для туристов, и для местных жителей. Придумывать, что бы это могло быть в Ижевске, можно бесконечно: пруд у нас огромный и красивый, на нем любой праздник будет казаться более зрелищным, с набережной хоть воздушные шары можно запускать, любителей водных видов спорта много… Главное, чтобы появились люди, которые сформулируют идею и возьмут на себя организационные вопросы.

Для друзей и всех остальных

- При всей симпатии к проектам, которые делает «Культ-ProСвет», после регулярного посещения ваших концертов и фестивалей появляется ощущение, что вы делаете всю свою работу для нескольких сотен, в лучшем случае - пары тысяч человек. Модных, стильных и «продвинутых», но ограниченных в своем числе. На каждом вашем мероприятии половина зрителей здороваются друг с другом, потому что их круг действительно узок. Для тебя это проблема, потому что, скорее всего, на более широкую аудиторию ваши фестивали не выйдут, если вы не измените репертуарную политику, или достижение - потому что вы сумели сплотить вокруг своих проектов большую часть ижевского креативного класса?

  • Скорее, второе. Есть два разных понимания культуры. Первое – это культура как развлечение, когда ты стремишься угодить публике, дать ей то, что она хочет. А второе - когда ты, опираясь на собственный вкус, который формировался годами, привозишь тех исполнителей, которые достойны быть услышанными, пусть даже их никто не знает, потому что их не показывают на Первом канале и не крутят на «Русском радио». Первый случай - это не про нас. Нам это не интересно, правда. Иногда сложно объяснить людям, в чем разница между концертом суперзвезды Филиппа Киркорова и концертом неизвестной в России финской джаз-группы Pommеlhorse, потому что в обоих случаях используется слово «концерт» и есть еще ряд общих формальных признаков. Но по сути это совершенно разные явления. Если упрощать, то Киркоров - это чистое шоу, а Pommеlhorse - это чистое искусство. И нам очень хочется привозить сюда музыкантов, играющих их музыку сегодняшнего дня - тех, которые чувствуют время, в сочинениях которых чуткие, образованные, умные, самоироничные слушатели обнаруживают те же мысли и чувства, что переполняют их самих.

- С какими планами входите в свою вторую пятилетку?

  • На следующий сезон мы запланировали для себя расширить спектр мероприятий, заняться не только концертной деятельностью, но и кино, и театром. Сейчас появился новый формат показа лучших спектаклей лондонской сцены: их очень качественно снимают на видео и демонстрируют на большом экране (в случае России - с субтитрами). Мы хотим попробовать показать нашей публике такие «спектакли в кино». Также хочется показывать здесь спектакли небольших профессиональных театров, работающих в современной стилистике, ставящих актуальную драматургию. Весной мы приглашали в Ижевск питерский театр «ЦЕХЪ» со спектаклем по повести Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки» и почувствовали, что зритель для такого театра в нашем городе есть. Кроме того, за лето мы закончим превращать арт-центр «Грифон» из помещения, в которое сложно найти дорогу через запутанные коридоры в МВЕУ, в самостоятельный концертно-театрально-выставочный зал с собственным входом. Продолжим работать с городскими концертными площадками - с филармонией, например. Нам все это безумно интересно, надеюсь, будет интересно и городу.

Анна ВАРДУГИНА

Фото из архива Александра СТАРКОВА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут