Два дня в средневековье

14 августа 2015
0

В минувшие выходные на базе «Варяжская дружина в Воткинском районе впервые прошел фестиваль «Русь дружинная», посвященный военному искусству и быту славян и их исторических соперников, ордынцев и европейцев, XIV века.

Dsc 0149 Два дня в средневековье

В фестивале приняли участие военно-исторические клубы Ижевска, Глазова, Кирова, Перми и Екатеринбурга.

Нити времени

Вдоль лесной кромки разбили летние шатры, огородили костровые ямы, на которых в котлах варили кашу и кипятили воду для чая. Перед шатрами за большими грубыми столами часов шесть без остановки продолжались мастер-классы. Все, что делали мастерицы, только на первый взгляд казалось простым.

Чтобы ткать на дощечках, цветные шерстяные нити одним концом нужно прикрепить к столу, а другим – к поясу, который повязывается вокруг талии. Сквозь каждую «дощечку» (деревянный квадрат с четырьмя отверстиями, как на большой пуговице) пронизаны нити основы. Ткачихе нужно поворачивать все дощечки разом, чтобы образовывался новый зазор для поперечной нити. При этом нужно отклоняться от стола так, чтобы привязанные к телу нити натягивались как можно туже.

— Не бойтесь, ничего не порвется. Этот тип ткачества – самый крепкий, хотя изделие и выглядит как мягонький поясок. Двое очень сильных мужчин пробовали разорвать вытканный таким образом пояс – и не смогли. Он держит, не деформируясь, груз в десятки килограммов, - объясняла ученицам мастерица.

На вытканных ею вещицах обережные узоры, которые были известны в русских княжествах уже тысячу лет назад. Удивительно, но ткачество на дощечках никогда не предавалось забвению: и сам способ ткачества, и орнаменты передавались от поколения к поколению все эти века.

Я тку несколько сантиметров узкой ленты и представляю, как лет 700 назад женщины сидели, откинувшись, вокруг стола и умело вертели в пальцах «дощечки», создавая узорные пояски, крепче которых нет на свете. Едва не перепутав несколько десятков нитей и сообразив, что даже «фенечку» на запястье мне придется ткать не меньше часа, перехожу за соседний стол.

Там участница пермского клуба исторической реконструкции «Уральские белки» учит вязанию иглой – технике, которая пришла на Русь с варягами из Скандинавии. Вязанная этим способом вещь кажется сплетенной хитрой косичкой и, в отличие от выполненных спицами или крючком изделий, совсем не распускается.

Перед мастерицей лежат длинные, до 10 см, иглы из кости и дерева и мотки овечьей, козьей и верблюжьей пряжи. Она терпеливо объясняет, как накидывать на большой палец нить и протаскивать иглу с большим ушком, чтобы выплетались носки, рукавицы, шарфы – плотные, но мягкие, пластичные. У ее лица покачиваются крупные височные подвески. Платок подвязан так, что покрывает волосы, но оставляет открытой шею.

— Я ношу костюм незамужней горожанки Новгорода Великого XIII века, - объясняет она. С недоверием переспрашиваю, могли ли в те времена быть такие яркие, сочные цвета льна, как на ее зеленом с сиреневой каймой платье. И получаю развернутую лекцию о том, как на Руси уже 800 лет назад красили ткани почти во все возможные тона и оттенки.

— Зеленый – это сок определенных растений. А разных оттенков сиреневого добивались с помощью черники и грибов-синявок, закрепляя яркие цвета квасцами, - делится она очевидными для каждого реконструктора знаниями.

Из горнила истории

Самая длинная очередь – на мастер-класс по изготовлению стеклянных бусин на открытом огне. В Ижевске мастеров, сохраняющих это древнейшее ремесло, практически нет. Участников фестиваля учат пермяки. Огонь поддерживается с помощью мехов в небольшом глиняном очажке в форме перевернутого вверх дном чугунка. Нужно расплавить стеклянную заготовку в языках пламени, чтобы она стала мягкой, тягучей, похожей на жевательный мармелад, и в буквальном смысле намотать ее на металлический стержень. Прогревая бусину на огне, сформировать из стекла нужную форму. Если нужно – нанести рисунок из капель стекла другого цвета. Процесс трудоемкий и непростой: руки, защищенные только кожаными нарукавниками, от постоянной близости к огню очень скоро начинают казаться обожженными. У новичка на одну бусину уходит полчаса, мастер с многолетней сноровкой укладывается в 15 минут. Но и ему нужно делать паузы и залечивать неминуемые ожоги от вылетающих из жерла «чугунка» искр.

— Эта технология изготовления бусин известна в мире с VI века до н.э., а просуществовала она до XVII века. В самых древних славянских раскопках такие бусины уже встречаются. Но, конечно, только в могилах знатных и богатых людей. Чтобы изготовить бусины на одну низку бус, мастер должен работать не меньше двух дней, да и само стекло было большой ценностью. Так что позволить себе ожерелье могли только люди высокого социального положения, и украшение выразительно подчеркивало их статус, - рассказывает художница, помогая очередной ученице накрутить на стержень мягкую полоску стекла.

Бои по правилам и всерьез

Время на отдых у мастеров появляется только тогда, когда объявляют бои дружинников и рыцарей. Тут же все зрители стекаются в центр поляны к ристалищу, огороженному массивными строганными досками. Пока воины готовятся к выходу на турнир, можно вволю рассматривать их доспехи. От кольчуг, шлемов, кованых оплечий и наколенников, мечей всех форм и щитов с гербами глаз было не отвести. На «Русь дружинную» съехались представители исторических клубов, представляющих не только российскую воинскую традицию, но и европейскую, и азиатскую. Глазовское отделение российского клуба «Берн» воссоздает боевые доспехи наемников швейцарского кантона Берн XIV-XV вв. Глазовский же военно-исторический клуб «Ратоборцы» представил рыцарей Золотой Орды XIII-XIV вв. Клубы Перми и Кирова выставили на бой рыцарей-крестоноцев. Ижевский клуб исторической реконструкции «Стезя прави» - русских дружинников XIII века.

Бились воины по жеребьевке, в буквальном смысле пробивая себе путь из отборочного турнира в финал. И бились по-настоящему, не щадя ни себя, ни противника.

Перед началом боев судья турнира князь дружины «Стезя прави» Иван Шумилов напоминает и зрителям, и воинам, что удары здесь наносятся в полную силу, а оружие настоящее боевое, и потому воины должны неукоснительно соблюдать небольшой, но строгий свод ограничений: не наносить колотые удары, не бить в незащищенные доспехом ягодицы и ноги сзади, не захватывать горло противника мечом «удушающим» приемом. Зрителям же напомнил, что здоровье важнее любопытства, и поэтому к ограждению близко лучше не подходить. Почему – стало понятно очень быстро.

В боях «щит-меч», в которых два воина выходят один на один, вооруженные мечами и щитами, напор и натиск сражающихся таковы, что ограждение едва выдерживало их яростные атаки. Оно достояло до бугурта – массового боя, в котором от каждого клуба выходило по 5 бойцов. Там-то уже на первой минуте боя мощное ограждение снесли, как будто оно было сделано из картона.

Жаркие битвы

Там и вправду можно было забыть, что это игра, реконструкторский поединок, сводящий на ристалище друзей и единомышленников и останавливающийся по требованию судьи, - так он прекрасен и страшен. Тяжелые щиты превращаются в таран, которым сперва из противника пытаются выбить дух и только потом закрыться от удара. Мечи со звонким лязгом оставляют на кованых доспехах вмятины. Железные башмаки взрывают землю.

Закончив бой, который продолжается ровно минуту, воины снимают шлемы и подшлемники и тяжело опускаются на землю – садятся по-турецки на шлем, приваливаются к ограде или просто растягиваются во весь рост сразу за воротами ристалища. Дыхание перетруженное, от пота волосы стоят дыбом. Одни пьют крупными глотками воду из пятилитровых бутылей – едва не по полбутыли за присест. Другим вытирают крупный пот со лба подруги.

— Сегодня бойцам повезло. Погода не слишком жаркая и сухая. Они не поскальзываются на мокрой траве и не перегреваются в доспехах, - Иван Шумилов успокаивает зрителей, но от этого комментария будни ратников-реконструкторов кажутся еще более драматичными.

Каждый воин под доспехом носит толстую, как хорошая фуфайка, «стеганину» - куртку и высокие, до паха, чулки, простеганные ватой. Стеганина смягчает удары и не позволяет деталям доспеха травмировать тело. Биться летом в этой плотной защите – все равно что в шубе. Полный же комплект доспеха и оружия весит около 30 килограммов.

Наравне с мужчинами бьются молодые женщины, уверенным ударом меча вдребезги разбивая стереотипы о том, что девушки в военно-исторических клубах только ремеслами владеют и умело носят старинные платья. Бьются, кстати, лучше многих мужчин: обе воительницы «Стези прави», Валентина «Ведьма» Лекомцева и Вера «Финифть» Ложкина в первый соревновательный день вошли в число финалисток и совсем немного недобрали очков до победы.

— Тренируемся три раза в неделю – занимаемся и общефизической подготовкой, и историческим фехтованием. Были и травмы, но бросить бои не хотелось ни разу. Я и в клуб пришла потому, что чувствовала необходимость биться, - говорит худенькая, невысокая Вера Ложкина, которую в ее «девичьей» ярко-малиновой стеганой куртке на ристалище видно издалека. Исторически-выверенные платья она тоже носит, но прошлогоднее уже надо продавать: от большого количества тренировок бицепсы накачались так, что узкие рукава девичьего платья не надеваются.

P.S. Во второй день фестиваля снова были мастер-классы, бои, а еще взятие крепости. И это можно было бы сравнить с историческими фильмами, если бы не было куда интереснее, в первую очередь, благодаря эффекту присутствия. Здесь можно прикоснуться к доспеху и ощутить тяжесть меча в руке, вдохнуть запах дыма и пота, почувствовать на теле пыль, поднятую десятками воинов. Здесь история становится живой и близкой, как будто и не было последних семи веков.

Фото автора

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут