Француженка снимает в России фильм о проблеме, которую в Европе принято замалчивать

4 августа 2014
0

Стефани Акетт, студентка парижского Института восточных языков и цивилизаций, уже второй год снимает на Урале и в Предуралье (в том числе и в Удмуртии) документальный фильм о цивилизации городов-заводов.

P1190464 Француженка снимает в России фильм о проблеме, которую в Европе принято замалчивать

Стефани – типичная молодая парижанка: очаровательная без манерности и стильная без особых модных ухищрений. Многие в Удмуртии знают ее как замечательную певицу и гитаристку (она не первый год выступает дуэтом с Вероникой Булычевой на фестивале «ПарИжевск»). Но у мадемуазель Акетт в России есть и более ответственная миссия, чем исполнение мелодичных французских песен: превосходно говорящая по-русски, глубоко интересующаяся геополитикой, социологией и историей, она снимает фильм о феномене заводских городов и об ответственности за будущее Земли, которое Европа перекладывают на нашу страну.

  • В прошлом году мы объехали весь Урал, чтобы снять фильм о городах-заводах и заводских регионах. Мне хотелось зафиксировать жизнь людей, которые многие годы находятся в такой близости к оружейному производству и тяжелой промышленности, которые ощущают себя частью этой уральской заводской цивилизации. После поездок я пришла к уверенности, что существует особый уральский менталитет. Например, мы разговаривали с бабушкой из удмуртской деревни Пугачево.

Она замечательная – веселая, доброжелательная, с удовольствием пела для нас и танцевала. А потом так же, не меняя интонации, рассказала о взрывах на военных складах три года назад, о том, как много домов в Пугачево пострадало от взрывной волны и о том, что один снаряд она потом нашла у себя в огороде. Она, конечно, говорила об этом с некоторым волнением, но без паники, какой можно было бы ожидать. Говорила так, как будто это не из ряда вон выходящее происшествие и страшная катастрофа, а неприятное, но более-менее обыденное событие. А когда я ее спросила, откуда она знает, что в огороде был именно снаряд, она ответила, что уж это она ни с чем не перепутает, потому что сорок лет работала на заводе, где их производят. Кажется, она даже засмеялась над нашей наивностью – как это, не уметь различать все эти снаряды и мины. То есть люди, принадлежащие к этой заводской цивилизации, связанной с военной промышленностью, постоянно живут со знанием, что все это может «рвануть» в любой момент, и уже не боятся этой мысли. Для европейцев, живущих в благополучных регионах, это непросто осознать.

И мне важно успеть зафиксировать эту среду и это восприятие жизни, потому что особая цивилизация заводских территорий исчезает. Я сама родилась на севере Франции, в регионе, где много шахт, где была развита промышленность. Такие регионы на самом деле есть во многих странах – в Германии, в Шотландии… Но в постиндустриальную эпоху заводы умирают. И заводская цивилизация на наших глазах разрушается: в таких городах до 70 процентов жителей работают на том или ином производстве, это «люди заводов». И когда предприятия закрываются или просто резко сокращают объем выпускаемой продукции, две трети горожан должны думать, что им делать с их жизнями дальше.

  • На какой стадии сейчас работа над фильмом?

  • Уже готовы два короткометражных фильма (20 и 30 минут), один из которых посвящен переработке химического оружия в Удмуртии. Я уже показывала их в парижском университете студентам и правозащитникам, которые занимаются проблемами жителей деревень, оказавшимися в радиусе захоронения химотходов. Некоторые из студентов-юристов, кстати, собираются защищать права жителей российских деревень. Рабочее название фильма «Урал. Индустриальное чудовище». Но при окончательном монтаже я планирую заменить его, потому что хотела бы показать фильм и здесь, а в русском языке слово «чудовище» имеет негативную окраску, тогда как я имею в виду всего лишь гигантский масштаб этого явления. Для меня действительно важно, чтобы цикл фильмов получился не популистским, не однобоким: я хочу показать и негативные стороны жизни в регионах, связанных с военной промышленностью, и позитивные. И без того достаточно ангажированных «чернушных» фильмов о российской глубинке, снятых западными документалистами.

Я вижу красоту заводов, красоту горячего металла. На старом демидовском заводе в Нижнем Тагиле я испытала острое чувство красоты: я видела, что завод и природа сливаются, прорастают друг в друга, создают особую уникальную экосистему.

Природа здесь вообще прекрасна: в Удмуртии, например, я не первый раз, но не могу налюбоваться этими холмами, цветущими лугами и полянами, лесами. И я испытываю горечь от того, что мы способствуем загрязнению этой красоты. Европа отправляет свои радиоактивные отходы на утилизацию в Россию, платит деньги за то, чтобы загрязненной оказалась экология другой страны, снимает с себя ответственность за экологические проблемы. При этом Франция – мировой лидер по количеству атомных станций. И у большинства французов чистая совесть по поводу экологической ответственности, они считают себя жителями современной развитой страны и предпочитают не думать о том, какие риски связаны с использованием атомной энергии, предпочитают не помнить о Чернобыле и о том, что трагедия может повториться.

Заводы по переработке химоружия есть и в Удмуртии. Снимая фильм, я разговаривала с людьми, которые живут рядом с этими заводами. И я видела, что они живут в постоянном напряжении: что будет с ними и их детьми, если на заводе произойдет авария и они окажутся в эпицентре экологической катастрофы?

  • Почему тебя, благополучную, успешную девушку, так волнуют эти проблемы?

  • Молодые люди во Франции очень активны социально и политически. Мы испытываем стыд и чувство несправедливости от того, что наше государство говорит об экологической ответственности и при этом загрязняет Россию, отправляя сюда опасные отходы нашей промышленности. Нам не нравится, что эти проблемы пытаются замолчать, «замести под ковер». И фильм может стать одним из инструментов разоблачения этих двойных стандартов.

Кроме того, меня искренне восхищают люди, работающие на заводах: многие из них говорят о своих профессиях с большой любовью и гордятся тем, что продолжают заводскую династию, и что их дети тоже выбирают заводские профессиие. Для многих это сознательное решение: у них был и другой выбор, но они предпочли завод. И это тоже уральский менталитет и характер.

  • Ижевск ведь тоже попал в объектив твоей камеры?

  • Да, в этом году я снимала в Ижевске, в том числе в Генеральском доме. Делая этот документальный цикл, нельзя было обойти вниманием Ижевский завод, в течение двух веков снабжавший страну оружием. И здесь я вижу один из ответов на волнующий меня вопрос - что города Урала и Поволжья будут делать со своим заводским наследием. В усадьбе, принадлежащей заводу, открыт музей (как это часто происходит с опустевшими заводскими помещениями в Европе). Идет разговор о передаче под творческие индустрии еще одного заводского здания – старого заводоуправления, которое в народе называют просто Башня.

  • Что ты сама думаешь о городах, которые в своем развитии вынуждены опираться на заводы?

  • Я бы сравнила отношение к заводам с отношением к автомобилям. Мы знаем, что их выхлопы загрязняют окружающую среду. Знаем, что авария на заводе или на дороге может нас убить. Но современная цивилизация немыслима без них. И если присмотреться к ним, то становится очевидна их мощная красота. Именно об этой двойственности восприятия мой фильм и мой вклад в узнавание настоящей России западной цивилизацией.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут