Гербер-2016 стал не только праздником земледельцев, но и торжеством национального самосознания

30 июня 2016
0

Республиканский удмуртский национальный праздник Гербер, который прошел в минувшую субботу в окрестностях деревни Бабья Сюмсинского района, поразил размахом и глубоким погружением в народную культуру.

%d0%93%d0%95%d0%a0%d0%91%d0%95%d0%a01 Гербер-2016 стал не только праздником земледельцев, но и торжеством национального самосознания

ПРАЗДНИК ИЗОБИЛИЯ И КРАСОТЫ

В этом году праздник весенне-летних полевых работ получил небывалый размах. Гербер раскинулся на огромной поляне близ деревни Бабья, окруженной живописными холмами. На равнине, над которой в жарком воздухе маревом висел аромат созревшей клубники и летних полевых цветов, собрались тысячи гостей из всех районов Удмуртии и из других регионов страны, где есть удмуртские диаспоры: из Москвы и Санкт-Петербурга, из Пермского края и Республики Марий Эл, из Кировской области и Пермского края. Щедрые сюмсинцы развернули столы прямо у праздничных ворот. Ударив в ритуальный колокол, каждый мог отведать домашнего меда, перепечей, кокроков, шанежек и напиться душистого чая с травами.

На огромной территории Гербера одновременно работали 15 тематических площадок. Город мастеров в этот раз раскинулся несколькими «улицами» - шатры домов ремесел всех районов республики чередовались с прилавками художников-одиночек, которые предлагали и бижутерию в этническом стиле, и куклы, и великолепную обливную керамику, и этническую одежду, и изделия художественной ковки, и резные статуэтки, и украшения из дерева и кости. Районные дома ремесел представили лучшие изделия из лозы, бересты, дерева, вышитые вручную рушники и домотканые половики и накидки. Жизнь кипела в Городе мастеров, как на настоящей старой ярмарке.

Успеть увидеть все, что предлагает Гербер-2016, было невозможно. Одновременно в разных концах уходящей в горизонт поляны проходили модные дефиле дизайнеров, работающих с этнической темой, и концерты самодеятельных и профессиональных музыкантов. У подворий каждого района развернулись локальные гулянья с хороводами, гармонями, угощениями. Над ансамблем «Боляк» из Вавожского района плыл малиновый звон. Участницы коллектива изобрели шутливый инструмент: ухват для горшков обвили цветными лентами, украсили оберегами и прикрепили к нему бубенцы и колокольцы. Ударяя черенком ухвата оземь, как посохом, вызванивали веселые мелодии.

ГОРДОСТЬ НАЦИИ

Едва успев ознакомиться с географией площадок, гости Гербера собрались для торжественного открытия праздника. Выстроились для парадного шествия районы и делегации, и поляна запестрела от национальных костюмов всех родов. С каждым годом все больше участников Гербера приезжает на праздник в национальных костюмах, сверкая на солнце монистами и височными подвесками, соревнуясь в тонкости работы вышивки и отделки головных уборов.

Художественным ядром праздника стало музыкально-театрализованное шоу, созданное режиссером Павлом Поздеевым и посвященное образу священных удмуртских деревьев. Вместо задника над сценой на этот раз возвышались графичные символы трех священных для удмуртов деревьев – ели, сосны и березы. Похожие на древние пиктограммы и на артефакты современного искусства одновременно силуэты будто парили на фоне ярко-голубого неба. В них обыгрывались три цвета государственной символики Удмуртии – белый, красный и черный. В эти же цвета была одета «массовка», которая заполняла пространство поляны и создавала четкие хореографические линии – поляна будто дышала, перестраиваясь, завиваясь спиралями хороводов, солярными кругами, текла ровными линиями. На краях поляны танцовщицы в ярких, многоцветных, стилизованных под народные костюмы выкладывали танцем собственные орнаменты – все пространство фестиваля будто двигалось живыми узорами. На сцене между тем выступали лучшие современные исполнители, объединяющие этностиль, удмуртский язык и современную музыкальную и поэтическую культуру.

Музыкально-театрализованная программа завершилась символическим актом: делегации всех районов республики и удмуртских диаспор из других регионов страны высадили рядом со сценой молодые ели. В считанные минуты на пустыре вырос пушистый, пока еще совсем низкий ельник, который через несколько лет превратится в вечнозеленую опушку праздничной поляны.

ПОБЕДА ТРУДА

Почетными гостями праздника стали глава республики Александр Соловьев, председатель Государственного Совета Владимир Невоструев, министр национальной политики Лариса Буранова и председатель всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Татьяна Ишматова. Они дали старт официальному торжеству, обратившись к гостям Гербера не только на русском, но и на удмуртском языке, желая процветания каждому дому, каждому хозяйству, республике и всей стране. Да и в целом нынешний Гербер воспринимался как торжество удмуртской культуры, удмуртского языка, национального самосознания и гордости за республику.

Важной частью празднества стало чествование передовиков сельского хозяйства. Трактористы, занявшие призовые места в республиканском соревновании, которое продолжалось весь посевной период, получили от главы республики благодарности и денежные премии.

Первое место разделили труженики из Глазовского и Завьяловского районов. В конкурсе среди районов на лучшую подготовку к весенне-летним посевным работам лучшим стал Можгинский район. Этой победой можгинцы завоевали честь провести на своей территории Гербер 2017 года: в завершение программы глава Сюмсинского района Владимир Семенов передал символ праздника руководителю Можгинского района Аркадию Вершинину. Почти четверть века Гербер не проводился на можгинской земле. Принимая резную статуэтку Инмара, тот пообещал, что праздник следующего года будет не менее впечатляющим, чем нынешний.


КРАСОТА ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ

Одним из важных элементов праздничной церемонии стал выход удмуртских жрецов. На большой поляне состоялась ритуальная передача «полномочий» от жрецов из Киясовского района, которые проводили священные обряды на четырех предыдущих Герберах, жрецам из Алнашского района, средоточия древней веры удмуртов.

Пять фигур в длинных белых одеяниях, подпоясанные широкими ткаными поясами красного цвета, степенно вышли в центр поляны. В знак единства помыслов киясовский жрец снял с пальца ритуальное кольцо и надел его на палец старейшего алнашского жреца Майора Иванова с просьбой Инмару принять новых жрецов Гербера, а затем разжег священный костер. Вместе с его дымом к небу стремились и молитвы жрецов. Ритуальное моление провели алнашцы. Слова моления они произносили тихо, но тайны в том, о чем они просили Инмара, нет. Майор Иванов говорит: «Благополучия просил, богатого урожая в этом году и всегда, пока живы удмурты, здоровья для всех собравшихся, крепости и ума для детей, скотины полный двор, погоды благоприятной». Ритуальное жертвоприношение каши, хлеба и масла жрецы совершили поодаль от толпы, на окраине леса, после чего повязали расшитые красными узорами полотенца на тонкие березы.

— Туно пеллё, самый мудрый и могущественный жрец удмуртского народа, определил три рода жрецов: куала выжи, который проводит моленья в доме; луд выжи, который обращается к богам и духам в поле и булда выжи, место которого – леса. Я – булда выжи, моя стихия – деревья, поэтому на моей шее березовые ветки, а сам я особые почести оказываю березе – священному в нашем районе дереву. У нас говорят, что береза в лесу – как корова на дворе, все для жизни она дает: древесину для построек и для очага, бересту для всей утвари, деготь для разных хозяйственных нужд, и даже ветки идут на веники. Общение с предназначенной мне стихией дает молению большую силу, обеспечивает ему успешность, - говорит Майор Иванов.

Киясовский жрец Онти Вова (Владимир Иванов) добавляет:

— Мы все просим об одном и том же: чтобы злые ветра и град прошли стороной, чтобы коровы давали молока столько, что оно могло бы течь, как бегущий ручей, чтобы загоны были полны скота. Установленных слов, как в христианских молитвах, у нас нет – каждый жрец использует свои выражения, ведет личный разговор с богом – искренний, сердечный.

На Гербер сварили «простую» кашу – из крупы крупного помола, добавив в нее только масло. Каша с мясом по традиции варится на осенние праздники. Ритуальную кашу на республиканском Гербере по традиции раздавали бесплатно. Десяток многоведерных котлов опустел в полчаса: пахнущую маслом и дымом кашу успели попробовать все желающие.


Фото автора

На фото: моления над ритуальной кашей провели жрецы из Алнашского района.

Большой фоторепортаж с праздника смотрите здесь.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Профессионал, труженик и человек широкой души
3 июля
Память выдающегося строителя Николая Шишкина увековечена в Ижевске...
Кирпичик в основание благополучия
3 июля
**Студенческим семьям при рождении ребёнка выплачивают материальную помощь в размере 100 тысяч рублей...
В Ижевске на обустройство «ливневки» в этом году потратят 10 млн рублей
2 июля
Рабочие проведут капитальный ремонт 8 участков сети....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут