Художница Любовь Грачева: возвращение волшебства

25 декабря 2015
0

2 января в ижевском Доме архитектора откроется выставка Любови Грачевой «Деревья и птицы», на которой будут представлены работы в редчайшей художественной технике - пластовой керамике.

%d0%b3%d1%80%d0%b0%d1%87%d0%b5%d0%b2%d0%b02 Художница Любовь Грачева: возвращение волшебства

Их автор уже много лет остается едва ли не единственным мастером в Поволжье и одним из немногих в России, кто сохраняет и развивает этот уникальный вид декоративно-прикладного искусства.

Вызов художнику

Тому, кто ни разу не видел картины, созданные в технике пластовой керамики, довольно сложно объяснить «на пальцах», что же это такое. Немного похоже на барельеф, но, в отличие от барельефа, сюжет не высекается из цельного куска глины, а тщательно вылепливается - одна деталь за другой. Напоминает ювелирную эмаль, но обжиг проходят не металл и эмалевая крошка, а глина и смальта.

За пару недель до открытия выставки Любовь Грачева рассказывает и показывает, как рождается сложнейшая по деталировке работа.

— Глина - абсолютно живая. Как тесто. И как тесто ее надо идеально промесить, чтобы не было комочков, неровностей, воздушных лакун. Иначе при обжиге глиняный пласт разорвет, как булку из перестоявшей опары, - объясняя это, художница без остановки мнет кусок светлой глины. Потом формирует из нее колобок, бросает его на рабочий стол и раскатывает скалкой, как настоящее тесто.

— Очень важно сделать пласт ровным, не слишком толстым и не слишком тонким, иначе он будет казаться слишком грубым, массивным или окажется недостаточно крепким, чтобы удержать на себе всю композицию, - показывает она получившуюся глиняную лепешку толщиной меньше сантиметра.

— Ты сейчас едва ли не единственный мастер в регионе, кто занимается пластовой керамикой. Как это получилось?

— Судьба, видимо. В Удмуртии даже на уровне ремесла керамика была не очень развита, потому что местная глина слишком некачественная, а природных красителей вообще нет. Красная глина с Камы очень трескается при обжиге, а серая - выстреливает. Из такой можно сделать только самую примитивную бытовую утварь вроде посуды или цветочных горшков. Поскольку традиции изысканного керамического искусства здесь было неоткуда взяться, мой педагог из студии керамики при ДК «Ижсталь» Светлана Пантелеевна Воробьева в свое время ездила по республикам Советского Союза, где керамикой исторически занимались испокон веков - по Белоруссии, Прибалтике, Средней Азии. В Прибалтике она и обнаружила пластовую технику, которой больше нигде не было.

Пластовая керамика - это настоящий вызов художнику и награда для него. Чтобы работать с пластом, надо знать свойства глины лучше, чем собственный организм. Только на изучение глины как материала нужно потратить 5-6 лет, чтобы попробовать заняться «пластом». Понятно, что мало кто готов посвятить столько времени ученичеству, а среди тех, кому хватает терпения, не все оказываются талантливыми и находят свою манеру.

Так что состоявшихся керамистов, работающих в пластовой технике, - единицы во всем мире. Даже в Прибалтике, откуда мы заимствовали технологию, продолжателей этого дела почти не осталось. И перспективы, надо признать, печальные. Сколько я ни вижу начинающих художников, ни у кого нет готовности год за годом учиться, ошибаться, совершенствоваться. Все хотят позаниматься полгода или, в крайнем случае, год и потом сразу начать зарабатывать деньги. И ведь они так и делают, дискредитируя профессию. Выдают неловкие ученические работы за мастерство. В результате люди, которые никогда не сталкивались с настоящими прекрасными работами, смотрят на эти «тяп-ляпки» и думают: какая-то ерунда эта ваша пластовая керамика.

Годы экспериментов

— Думаю, для многих твои слова будут откровением: считается же, что глина - это просто, буквально, как пластилин, что так каждый сможет.

— Что-то сможет, а что-то и нет. Я почти 20 лет училась, как изогнуть лист глины, чтобы он был «живой» и при обжиге не лопнул. А эксперименты с цветом начала только имея десятилетний опыт работы с глиной, и долго не могла добиться желаемого результата. Профессиональные краски ведь бесцветные, мы их наносим вслепую, никогда в точности не зная до обжига, какой цвет получим в результате. Можно только ценой долгих усилий добиться того, что он будет максимально приближен к твоей задумке. У меня были баночки с глазурями и солями, витражное стекло, смальта, хрусталь, печка для обжига, интуиция и время для проб и ошибок. Иногда после того, как я доставала работу после второго обжига, хотелось выкинуть ее в мусорное ведро: получившийся цвет ее портил. Тогда я пробовала снова и снова. Потом оказалось, что я не только верно разгадала некоторые технологические секреты, но и изобрела собственный метод.

Секреты мастерства

Продолжая рассказ, Любовь Грачева вылепливает детали для будущей птицы сирин: отдельно туловище, крылья, лапы и хвост. Легко и уверенно прижимает их к пласту, затирает стыки. Из тонкой лепешечки глины лепит лицо сирина - выгибает пласт, пока не становится выпуклым лоб, не обозначаются щеки и подбородок. Послюнив палец, «притирает» к глиняному лицу крупный нос-клюв. Берет кусочек кружевного тюля, прижимает его к телу птицы, пристукивает подушечками пальцев, а когда отнимает тряпицу, грудь сирина оказывается покрыта изысканным цветочным рисунком.

— Все эффекты приходится придумывать самостоятельно. Чтобы добиться ажурности фактуры, можно использовать кружево, эффект живой кожи достигается, если приложить к глине полотно с мелким плетением нитей. Иногда, чтобы персонажи казались еще более волшебными, использую отпечатки листьев и стеблей трав. А чтобы добиться ощущения загара на глиняной коже, тонирую работы… молоком.

Сотворение добра

— Как сложился круг твоих тем, который можно обозначить как добрые сказки о людях и волшебных существах?

— Творчество - это большая ответственность. Художник должен отдавать себе отчет, какую эмоцию и мысль он приносит в этот мир, творит (в буквальном смысле) добро или зло. Потому что я уверена, не бывает «просто картин», «просто скульптур» или даже «просто песен». Все, что мы создаем, влияет на нас самих, на окружающих людей, на все вокруг. Тем более глина как раз тот материал, с помощью которого можно многое изменить. Не случайно же в мифах и архаичных религиях многих народов мира бог лепит людей, а иногда и весь мир из глины. Не рисует на скале, не выстругивает из деревяшки, а именно лепит из глины. Проработав с ней столько лет, я могу сказать, что понимаю эти мифы: глина в самом деле особый материал, откликающийся на замысел творца как никакой иной.

И зная это, я могу «приводить» в мир только светлых, добрых персонажей. Зла вокруг и так хватает, значит, нужно все силы приложить к тому, чтобы перевес был у светлой стороны. Так что я дала себе зарок создавать только «положительные» сюжеты. Если в моей жизни что-то не ладится или я просто раздражена, то я лучше совсем работать не буду до тех пор, пока не восстановлю внутреннее спокойствие. Мне важно, чтобы, побывав на моей выставке или глядя на мою работу у себя на стене, человек испытывал радость, теплоту, позволял себе быть легким и безгрешным, как в детстве. Сейчас все стремятся быть «взрослыми» - решительными, циничными, прагматичными. В противовес этому я предлагаю им побыть мечтательными, верящими в волшебство.

— А сама веришь?

— Не просто верю - знаю. Например, что ангелы, драконы и единороги существуют. Просто мы не умеем их видеть, как не видим радиоволны, например. Но если настроить себя как чуткий прибор, то можно безошибочно ощутить их присутствие.

Долгий путь к людям

Птица сирин слеплена. Теперь она будет сохнуть 5-6 дней, чтобы в глине не осталось ни капельки влаги. После этого работу ждет обжиг в специальной печи при температуре 1000 градусов. Обжиг займет сутки. Затем Любовь Грачева покроет детали картины колотой смальтой разных оттенков.

— Смальта - художественное стекло на основе натуральных минералов - в России сейчас производят только на одном заводе, поэтому для художников это дефицит и сокровище. А продают ее брикетами, которые тяжелее кирпичей и весят как камни. Каждый брикет приходится разбивать в крошку своими руками, обыкновенным молотком, - смеется худенькая миниатюрная художница, показывая натруженные руки со стальными мускулами.

Второй обжиг со смальтой при той же высокой температуре займет еще 20-25 часов. После этого птица сирин должна будет остыть и… отправиться к людям.

— Художник творит не для себя, а для людей - уверена Любовь Грачева. - Мне кажется важным, чтобы мои работы видели люди, чтобы чувствовали радость. Может быть, и мир станет немного лучше.

Фото автора

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут