Искусство заявить о себе. Развитие регионов может начаться в музеях

1 апреля 2018
0

Выставкой ижевской художницы Кати Царёвой «Ищи меня в цветах» началось долгосрочное сотрудничество Республиканского музея изобразительных искусств Ижевска и пермского музея современного искусства PERMM, в перспективе которого – развитие регионов через культуру.

%d1%86%d0%b0%d1%80%d0%b5%d0%b2%d0%b0 Искусство заявить о себе. Развитие регионов может начаться в музеях

Ухоженные цветы с шипами

Анфилада залов второго этажа Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств на несколько недель превратилась в оранжерею с живыми цветами и развешенными между ними картинами. Растения и живописные полотна погружены в розовую негу (один из залов освещен фитолампами), но общая атмосфера далека от девической безмятежности. Потёки розовой краски на мебели и на полу – экспрессивные, обильные, похожие на итог схватки хищников где–то в джунглях, напоминают о том, что женственность – это всегда борьба и кровь. Женщина с самого девичества учится отстаивать право личности на самореализацию вопреки гендерным стереотипам о «слабом поле». И с момента полового созревания потеря крови как плата за женское начало становится её естественным состоянием (между прочим, даже термин «дефлорация» – потеря девственности – в буквальном переводе означает «срывание цветка», а в бытовом смысле ассоциируется с травмой). Так обманчиво обволакивающее, легкомысленно–розовое пространство выставки оборачивается довольно жёсткой территорией схватки с социумом, непрерывного поиска себя за навязанными гендером паттернами. Некоторые из ухоженных горшечных растений, стоящих перед картинами, при ближайшем рассмотрении оказываются колючими суккулентами. В XXI веке общество, в том числе через современное искусство, учится говорить о том, что женский мир – и такой тоже.

Мост с двусторонним движением

Теперь подобных метафоричных и при этом откровенных разговоров о нас самих языком современного искусства станет больше. Куратор выставки, арт–директор пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева говорит о том, что сотрудничество музеев может дать нашим городам:

– В УРМИИ совершенно прекрасный директор Вера Вахрушева – в хорошем смысле сумасшедшая, энергичная. Ей в голову пришла идея подключить меня в качестве куратора выставки Кати Царёвой, и пока мы обсуждали, какой будет эта выставка, параллельно много говорили о перспективах развития музея и о культурной ситуации в Удмуртии. В этих разговорах выкристаллизовалась идея сделать первый партнёрский проект и на его базе начать разворачивать большую программу. И вот наконец мы подписали партнёрское соглашение о долгосрочном сотрудничестве между музеями.

– Для музея PERMM это особенный опыт?

– Мы работаем со многими музеями и организациями в стране, возим выставки – но это всегда одноразовые проекты. Впервые мы хотим выстроить мост с постоянным сообщением между нашими регионами, с долгоиграющими проектами. Хотим консолидироваться и придумать длинную историю взаимодействия регионов, вокруг которой появятся новые партнёры. Мне кажется, сегодня как раз современное искусство и молодые художники могут предложить новые сюжеты взаимодействия. И, поверьте, это могут быть очень интересные сюжеты. Культурные коды наших территорий связаны, существуют самые разные культурные перекрёстки. Например, в Удмуртии есть город Воткинск, где родился Пётр Ильич Чайковский, до сих пор носящий своё историческое имя. А в Пермском крае есть город Чайковский. И там, между прочим, есть сильная музыкальная команда. Это же готовая основа для межрегионального музыкального проекта.

Развитие территорий через культуру

– То есть мы говорим не просто об обменных выставках и более–менее регулярных совместных арт–проектах?

– Мы нацелены на большее. Выставки, разумеется, состоятся. Будем показывать пермских художников в Ижевске, а ижевских – в Перми, тем самым поддерживая развитие регионального современного искусства. Хотим видеть не только уже известные имена вроде Энвиля Касимова и Сергея Орлова, но и открывать новые: молодых ижевских художников – для Перми, пермских – для Ижевска. Но выставки – не замкнутая на себе цель. Мы хотим узнавать территории через современных художников. Мне кажется, это довольно неожиданная авантюра, которая может превратиться в серьёзное многолетнее сотрудничество регионов. Сейчас между Пермью и Ижевском культурные связи существуют, но в них нет драйва и нет прописанной истории – никто не смотрит дальше одного–двух событий вперёд. А то, что мы придумали, может здорово изменить ситуацию. Энвиль Касимов предложил начать разрабатывать историю с культурной экспедиции. Уже весной ижевская делегация должна поехать в Пермь, пермская – в Ижевск. Кирилл Агафонов из микро–арт–группы «Город Устинов» предложил произвести культурное картирование. Маршрут между Ижевском и Пермью проходит через разные города и населённые пункты, через разные культурные сюжеты. А пока мы это пространство не чувствуем. Сели в поезд в Ижевске с его мифами, темами и смыслами, вышли из поезда в Перми с её мифами, темами и смыслами. А всё, что было между этими точками, не учитываем. И это неправильно. Мы хотим актуализировать все те смыслы и те истории, которые наполняют пространство между нашими городами, визуализировать его, сделать ощутимым.

Мы решили, что в Ижевске обязательно нужно создать филиал пермского музея современного искусства. PERMM сформировал очень хорошую коллекцию, которую неправильно держать в хранилище, – эти работы нужно показывать зрителям. У нас действуют передовые программы и технологии работы с аудиториями, которые могут пригодиться Ижевску, чтобы формировать нового зрителя. Региональные филиалы есть у академических музеев – Эрмитажа, Русского музея. А появление в республике филиала Музея современного искусства, базирующегося не в Москве или Петербурге, – это очень важная для развития горизонтальных связей регионов история. Важная и вдохновляющая. Если у нас всё получится, то станет очевидно: для культурного развития регионов необязательно ждать, пока сюда что спустят из Москвы, мы сами можем инициировать процессы высокого уровня и высокой значимости для территорий. Серьёзная задача этого сотрудничества – привлечь политиков и бизнес, чтобы усилилось финансирование культурных институций и культурных проектов. Из этого могут получиться здоровое творческое соревнование и хорошая, азартная конкуренция между чиновниками наших регионов, которые сравнивали бы – кто из них лучше поддерживает своих художников и свои культурные институции. Мы очень хотим «разбудить» местные власти и в Удмуртии, и в Перми, чтобы они почувствовали потенциал поддержки культуры.

Точки уникальности территории

– Когда у региона не решена проблема дорог, социального жилья, школ и детских садов, власть может сказать, что культура может подождать.

– К нам в музей приезжала марийская делегация, с представителями администрации, и мы показывали, какие выставки мы делаем и какой на это нужен бюджет. Это не космические деньги. При этом оставлять музей в полузаброшенном состоянии нельзя: нужно переставать думать, что выставки можно делать в любом помещении, что в Республиканском музее изобразительных искусств может быть потолок в трещинах и отсутствовать система профессионального освещения (всё это, к сожалению, я вижу в УРМИИ). Я убеждена, что музеи и выставочные площадки – это главные точки репрезентации уникальности территории. При этом они требуют намного меньших денег, чем социальная сфера. Невероятный расцвет культурных проектов в Перми, та самая «пермская культурная революция», которая стала культурным феноменом огромного масштаба, произошёл после того, как бюджет на культуру был увеличен на 5 процентов. Политики, мне кажется, даже не понимают, насколько мало надо денег, чтобы территория начала греметь через культуру, заявлять о себе широко, мощно, активно. Это несопоставимо мало по сравнению с тем, сколько нужно вложить в дороги, образование, вооружение… Любой регион может себе это позволить.

Точки сближения

Для того чтобы представить выставку Кати Царёвой «Ищи меня в цветах» максимально выразительно и убедительно, директор УРМИИ Вера Вахрушева пригласила одного из наиболее авторитетных арт–менеджеров и кураторов современного искусства Наилю Аллахвердиеву. Кроме глубоко проработанной концепции выставки, наш музей получил сильнейшего союзника. Дело в том, что Наиля Аллахвердиева – арт–директор Музея современного искусства PERMM, одной из главных в стране площадок, работающих с современным искусством. Итогом совместной работы над выставкой стал проект долговременного сотрудничества музеев и городов. Вера Вахрушева называет этот результат настоящей победой УРМИИ.

– Ижевск – город живого современного искусства. Проходят хорошие выставки, в УРМИИ продолжаются долгоиграющие интересные проекты вроде «Корневой системы». Что сотрудничество с пермским музеем PERMM даст музею и городу?

– В первую очередь, усиление институций, связанных как с современным искусством, так и с искусством вообще. У Ижевска есть свои сильные стороны. У нас намного больше художников, чем в Перми. Здесь существует уникальная преемственность поколений, которая создаёт непрерывную историю развития искусства на территории. При этом культурный код Ижевска и Перми во многом схож, у нас много точек сближения. Но в Перми больше организаторского, кураторского опыта. Ижевску важно научиться так же презентовать себя через искусство, умело работать с художниками.

– План совместных действий уже разработан?

– Уже в апреле в УРМИИ приедет выставка «Графика по Брайлю» для слабовидящих людей, разработанная сотрудниками музея PERMM на основе их коллекции. Сейчас она выставлена в нижегородском Арсенале, одном из крупнейших российских центров современного искусства. И то, что оттуда она поедет в Ижевск, тоже очень важная история связи регионов. После того, как выставка Кати Царёвой завершится в Ижевске, мы планируем показать её в Перми. Кроме того, в этом году в музее PERMM, возможно, будут проведены камерные выставки некоторых ижевских художников, по формату приближенные к «мастерской художника», – сам мастер работает над преображением, наполнением пространства, создаёт в маленьком зале свой индивидуальный мир.

Прорабатываем план мероприятий на 2019 год. Это может быть большая сборная выставка ижевских художников в Перми или что–то более персонализированное. Так или иначе, продолжение будет.

Фото Раиса Ибрагимова

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут