Из жизни ушел актер Русского драмтеатра Удмуртии Иван Слободчиков

26 августа 2014
0

"Всю свою жизнь он служил театру. Отдавал всего себя сцене, зрителям... Светлая память о нем навсегда останется в сердцах коллег», - официально комментирует утрату пресс-служба театра.

Img 2292 Из жизни ушел актер Русского драмтеатра Удмуртии Иван Слободчиков

Для зрителей, которые в приближающемся новом сезоне не увидят в программках знакомой фамилии, смерть Ивана Слободчикова также станет ударом - сыграв свою первую роль на сцене Русского драматического театра (тогда еще имени Короленко) в 1980 году, он, кажется, стал одним из символов этого театрального коллектива, одним из лиц театрального искусства Ижевска.

Иван Слободчиков приехал в Ижевск из Свердловска, где родился, вырос и закончил театральное училище. Здесь он сразу проявил себя как умный, умеющий завоевать внимание и доверие зрителя разноплановый артист. Наиболее удачными работами первых лет работы Слободчикова в нашем театре стали Бриндсли Миллер («Темная история»), Максим («Когда же пойдет снег…»), Жюльетта (травести-спектакль "Бал воров"), Он («Дранг нах Вестен»). Все эти спектакли были зрительскими хитами, не сходили со сцены много лет, игравших в них артистов узнавали на улице.

На несколько лет - в то время, когда российский постперестроечный театр переживал острый кризис, Слободчиков уходил работать на радио - в Государственной телерадиовещательной компании «Удмуртия» он был режиссером, ведущим и автором программ «Домашние чтения», «Субботний калейдоскоп» и других. Но без сцены, как оказалось, он себя не мыслил и при первой возможности вернулся в театр и вновь занял одно из ведущих мест в труппе. Слободчиков не раз выступал и как режиссер: он поставил спектакли «Василий Теркин» и «Снежная королева», которые пользовались большим успехом и долго не сходили со сцены.

С течением времени стало очевидно, что хотя благодаря безупречному владению профессиональным мастерством Иван Слободчиков может органично существовать в любой эстетике - в комедии положений и комедии характеров, в социальной современной драме, в костюмном историческом спектакле, в высокой трагедии, настоящая его стихия все же - умная, искрометная, с яркими характерами персонажей комедия. Его роли в этом жанре наполнены фантазией, импровизацией, куражом, воображением, лукавством и самоиронией. В прошлом десятилетии одними из самых сильных, запоминающихся его работ были Фигаро в "Женитьбе Фигаро" Бомарше, Аметистов в булгаковской комедии "Зойкина квартира", Штольц в фантасмагорической версии классического сюжета, спектакле «Оболом off» по пьесе Михаила Угарова.

Слободчиков с его темпераментом и витальностью, с умением наполнять собой, своей энергией и почти осязаемой силой собой все сценической пространство требовал образов раблезианских. В острохарактерных ролях в современных комедиях (будь то "Слишком женатый таксисит" Рея Куни , "Примадонны" Кена Людвига или "Ключ для двоих" Чепмена и Фримена) он и казался этаким Гаргантюа, бессмерным насмешником, только сменившим костюм сообразно эпохе, добрым малым, умеющим иронизировать и над жизнью, и над собой. И как истинный великий весельчак, он всегда таил двойное дно: сомнения в себе, печаль, бессилие. Часто ирония и смех его героев означали лишь одно - "я смеюсь, чтобы не заплакать". Эта главная его актерская тема - слезы, скрытые за шуткой, - проявлялась даже в самых небольших ролях.

Так, в комедии "Вещий сон, или Любовь в четверг после обеда" по мотивам пьесы Островского "Женитьба Бальзаминова" Слободчиков играл одного из братьев Пеженовых - простоватого (глуповатого даже) провинциального купчишку. И был безоговорочно смешон и нелеп - с мелочными ухватками (как он бережно вертел в руках, почти поглаживая, каждую купюру, которую заботливо складывал в шкатулочку почле того, как со вкусом отщелкивал косточку на счетах, радуясь прибавлению невеликого, а все же богатства). И все же его Пеженов, несмотря на грубоватость и отсутствие изящества и в мыслях, и в движениях, вызывал сочувствие. У Островского эта тема совсем не прописана, но в игре Слободчикова становилось очевидно: этот Пеженов с такой болезненной обреченостью копит на старость и пытается уберечь сестер-вертихвосток от случайной связи оттого, что сам трагически не любим и одинок и, кажетс, точно знает, что такое обманутые ожидания.

Еще один шрих к актерскому мастерству Ивана Слободчикова - умение перевоплощаться всем своим существом, не опираясь на костюм. В том же "Вещем сне" он выходил на сцену без грима на лице, но со своей современной стрижкой и аккуратной бородкой вдруг превращался в лавочника с головой постриженой "в кружок" и сивой бороденкой на заспанном лице. Как ему это удавалось - профессиональный секрет. Но на поклоны он возвращался уже легким, стремительным, похорошевшим, сбросившим с себя сонную одурь характера персонажа.

В последние годы работы было много. Иван Слободчиков был занят в большинстве премьер Русского драмтеатра: в брутальной комедии "Сон в летнюю ночь" по пьесе Шекспира он играл Эгея, в одном из лучших спектаклей театра - яркой, сочной комедии Гоголя "Женитьба" - Ивана Павловича Яичницу, в экспериментальной постановке молодого питерского режиссера Дмитрия Удовиченко "Игры в жизнь" - Старика. Пугающе символично, но его последней премьерой стал Белый клоун Гремио в спектакле "Женщина-гора, или Укрощение строптивой", которая состоялась этим летом, в конце прошлого сезона. Режиссер Ирада Саййя Гезалова интерпретировала комедию Шекспира в стилистике площадного цирка, буффонады, и комический дар Слободчикова - бурлескный, но с явственно звучащей лирической нотой в точности соответствовал этому замыслу. Вновь на сцене его герой смешил зрителей, а сам искал безуспешно любви...

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут