Лондонские театры: демократичные, рок-н-ролльные, аншлаговые

5 марта 2014
0

В последние годы ажиотаж вокруг лондонских театров и актеров творится не меньший, чем вокруг рок-звезд: билеты распродаются в считанные минуты, а любимых артистов не выпускают из служебных дверей после спектаклей, пока они не раздадут немыслимое количество автографов.

%d0%93%d0%b0%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d1%82 Лондонские театры: демократичные, рок-н-ролльные, аншлаговые

В Лондоне больше двухсот театров, самые известные и успешные из которых расположены в районе Вест-Энд на северном берегу Темзы (кварталы Ковент Гарден и Сохо) и районах Саутворк и Саут-бэнк на южном берегу. В Вест-Энде театры расположены, кажется, на каждой улице, за каждым поворотом. И ни один из них не работает по привычному в России репертуарному принципу. В драматических театрах Британии нет спектаклей-легенд прошлых лет, таких, как ленкомовский «Юнона и Авось» или «Служанки» Виктюка, идущие десятилетиями, раз за разом обновляющими актерский состав. В Британии спектакль становится легендой за считанные дни или не становится вовсе, потому что большинство постановок идут всего по 2-3 месяца в ежедневном режиме (а по выходным – два раза в день), а потом навсегда сходят со сцены. Если зрители не успели посмотреть спектакль «живьем» за те несколько недель, что он существует, то, скорее всего, не увидят его уже никогда. Возобновляются (обычно – с обновленным актерским составом) единицы из десятков успешных спектаклей. Поэтому попытка попасть на интересующий спектакль превращается в настоящее приключение.

О том, что в афише театра появится тот или иной спектакль, становится известно за год до премьеры, а то и раньше. Билеты на лондонский спектакль «Генрих V» по пьесе Шекспира со звездой театра и кино Джудом Лоу в заглавной роли были пущены в продажу еще летом 2012 года при том, что премьера спектакля была намечена на конец ноября 2013 года. В первый же день продаж были полностью распроданы билеты на «Гамлета» в шекспировском театре «Глобус», премьера которого состоится в день 450-летия Шекспира, 23 апреля 2014 года. Это перечисление можно продолжать бесконечно: лондонские театры всегда работают на аншлагах.

Ночь под стенами театра

Из-за очень высокого спроса на билеты поклонники театра (или конкретных актеров) в день, на который назначено начало продаж, буквально с таймерами садятся у своих компьютеров, чтобы не пропустить первые минуты, когда билеты появляются в доступе. Уже через полчаса может быть поздно.

Если же с бронированием не повезло, то остается еще один способ, российским театралам пока не привычный: ночевка у театра и покупка специальных билетов на спектакль этого дня. Дело в том, что на большинство спектаклей театры резервируют до последнего дня несколько стоячих мест на балкон (как правило, не больше десятка), а в некоторые дни в кассу бывают возвраты. Но даже с ними количество доступных билетов на спектакль обычно не превышает 20. А претендентов на них ежедневно – не менее ста человек, многие из которых специально приезжают в Лондон не только из других городов Великобритании, но и из других стран мира. Получают билеты те, кто займет очередь раньше. Поэтому ночные очереди у театральных касс – это верная примета Лондона.

Первые одержимые театром занимают очередь еще с вечера. Они обосновываются под дверями кассы со спальными мешками, термосами, контейнерами с бутербродами (благо, лондонский климат с постоянной плюсовой температурой позволяет не околеть ночью от переохлаждения). Чаще всего это совсем юные девушки из стран Азии (Кореи, Китая, Японии), которые проделали огромный путь до Лондона в надежде увидеть вживую любимого актера. Чтобы это усилие не пропало впустую, они перестраховываются и занимают места в очереди буквально за сутки до самого спектакля. Цепочка желающих попасть на спектакль увеличивается в течение всей ночи. Кто-то подъезжает к театру на круглосуточном маршруте автобуса, кто-то пользуется знаменитым лондонским такси. С открытием метро в 5 утра поток театралов становится интенсивнее. За час до открытия кассы в очереди уже человек 80, а то и больше. Те, что стоят в хвосте, наверняка понимают, что билеты им сегодня не достанутся, и все же надеются, не уходят до последнего. Рассказывают друг другу обнадеживающие истории, как на днях прямо к очереди подошли люди, которым нужно было сдать свои билеты, и продали без единого цента наценки.

За несколько часов ожидания очередь превращается в клуб по интересам: здесь все заведомо «свои» - те, с кем можно бесконечно говорить о театре, актерах и их ролях. Все интенсивно знакомятся, обмениваются мейлами, придерживают место, пока соседи по очереди уходят в ближайшую круглосуточную кофейню за очередным большим стаканом капучино или в туалет. Здесь вместе оказываются люди из Берлина, Будапешта, Торонто, России, Кореи, Японии и сами лондонцы. Обобщать возраст и социальный слой не имеет смысла - это и девушки-фанатки, и респектабельные пары лет 50-60, и молодые мужчины из среднего класса, и элегантные женщины под 40. Когда в 10 утра касса наконец открывается и первые, отстоявшие в очереди около полусуток, выходят из предбанничка на улицу, к остальной очереди, с победно поднятыми над головой заветными билетами, им аплодируют.

Театр начинается с…

В британских театрах перед началом спектакля нет набивающих оскомину объявлений о необходимости выключить мобильный телефон. Иногда звучит короткое объявление о том, что фото- и видеосъемка запрещена, так как нарушает авторские права создателей спектакля. Порой кто-то из сотрудников театра просто выходит к сцене с распечаткой на ксероксе, на которой нарисован перечеркнутый фотоаппарат, и, не форсируя голос, добавляет: «И телефоны переведите в беззвучный режим, пожалуйста». Этого оказывается достаточно. За семь спектаклей в течение недели в разных театрах Лондона я не услышала ни одного звонка в зрительном зале. В России спектакль считается «тихим», если на нем звучит не больше двух.звонков. На премьере «Чайки» в Русском драматическом театре Удмуртии, например, только за первый акт было больше десяти звонков. Потом я донимала своих лондонских друзей: мне повезло, так совпало, что на нескольких спектаклях подряд здесь стояла удивительная тишина, зал, не шелохнувшись, дышал в унисон с актерами? Нет, ответили мне, здесь никогда не было этой беды со звонками в зрительных залах. Едва наступила эра мобильных телефонов, британцы начали выключать их еще в фойе, до входа в зал. Если же по рассеянности забывали это сделать там, то выключали еще до третьего звонка в зале, с извинениями перед соседями по ряду.

Британцам никогда не понять известной сентенции Станиславского «Театр начинается с вешалки» - ни в прямом, ни в том метафорическом смысле, который имел в виду первый русский режиссер. Никаких особых правил дресс-кода для посещения театра в Британии не было, поскольку со свойственными для этой страны здравым смыслом, самоиронией и пренебрежением к пафосу англичане никогда не считали театр «храмом» или «трибуной». Они просто поколение за поколением создавали умный, до немыслимой степени профессиональный и безусловно гуманистический театр. Без громких деклараций и ритуалов вокруг его посещения. А если перевести известное выражение буквально, то британцы будут совсем уж озадачены: в большинстве театров Лондона вешалок, и вообще гардеробов, просто нет. Куртки, пальто и плащи либо держат на коленях, либо скатывают валиком подкладкой наружу и убирают под кресла – сотрудники театра следят за тем, чтобы пол там был чистым. В тех крупных театрах, где гардероб все же есть, из тысячи зрителей, пришедших на спектакль, оставляют там свою верхнюю одежду не более полусотни. Зато вдоль стены в гардеробе шеренгой выстраиваются дорожные чемоданы всех размеров и расцветок: в лондонский театр бегут прямо с поезда или самолета и не упускают возможности сходить на спектакль прямо перед отъездом из города.

Пища культурная

В большинство залов лондонских театров можно заходить с едой и напитками. Традиционно запрещены в театрах чипсы (в Англии они называются «криспы») из-за их неизбежного хруста и традиционное блюдо фиш-н-чипс (треска в кляре и ломтики жареной картошки), которое повсеместно продается навынос, как шаурма в России, из-за сильного рыбного запаха. А вот если вы зайдете в зал с большим бумажным стаканом кофе или чая, газировкой и одним из многочисленных кексов, популярных в Британии (например, морковным с бананом и орехом пекан или тыквенным с цедрой апельсина и имбирем), никто вам и слова не скажет. Ради справедливости нужно отметить, что сэндвичи и кексики зрители все же стараются съесть во время антракта, а в зал берут только напитки… и, конечно, фирменное театральное мороженое. Многие лондонские театры выпускают мороженое под собственными брендами – немыслимо дорогое (его стоимость раза в 4 выше обычного мороженого из супермаркетов), но и необыкновенно вкусное. Особенно хороши лаймовое и имбирное. Выпускают театральное мороженое в крохотных креманках, и заканчивается оно очень быстро. Поэтому звуки трапезы никогда не мешают спектаклю. А вот забирают с собой пустые стаканы и креманки далеко не все зрители, и после спектакля опустевший зал лондонского театра выглядит более неряшливо, чем зал кинотеатра с оставленными там и сям стаканами из-под колы и попкорна в России.

P.S. Поездки театралов из России в Лондон специально на театральные спектакли буквально в считанные годы перестали быть чем-то исключительным. Практически на каждом популярном драматическом спектакле в британской столице можно встретить русских зрителей (чаще зрительниц, как, впрочем, и в самой России). Поэтому можно быть уверенным, что благодаря английскому театру культурные связи между нашими странами будут продолжаться.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут