Мастер из Ижевска восстановил раритетный кабриолет 1932 года

25 мая 2015
0

Едва весна окончательно побеждает апрельскую распутицу, на ижевских дорогах появляется автомобиль-кабриолет, который сразу обращает на себя внимание и пешеходов, и водителей.

Dsc 7518 Мастер из Ижевска восстановил раритетный кабриолет 1932 года

Его черный корпус блестит, как пижонские лаковые ботинки, хромированный бампер сияет, клаксон гудит, как труба джазмена. И сам этот автомобиль – прямо оттуда, из довоенной эпохи свинга, технического прогресса и инженерных открытий и новых удовольствий. Этот энергичный лощеный модник - немецкий Adler Trumpf 1932 года. Единственный, судя по всему, автомобиль этой марки, находящийся сейчас в Удмуртии и остающийся на ходу. За рулем кабриолета всегда его владелец – Сергей Татаркин, мастер по реконструкции ретроавтомобилей. Его рассказ о судьбе автомобиля оказался полон драматизма и романтики:

-Моя первая встреча с этим «Адлером» произошла в 1988 году. Я тогда работал в бюро выездных фотографов «Удмуртбытфото», и наш гендиректор предложил оригинальную идею для съемки на первый в истории Ижевска День города. Он знал человека, владеющего красивым трофейным автомобилем, и хотел организовать публичную съемку рядом со старинным авто. Но тот от предложений предоставить машину для съемки категорически отказывался. Тогда я взялся его уговорить. Приехал к владельцу автомобиля знакомиться.

Им оказался пожилой человек, увлеченный рыбак. Как ни дико прозвучит, но на этом «Адлере» он ездил на рыбалку, потому что колеса у него довольно большого диаметра и он успешно преодолевал бездорожье у водоемов! В качестве тента использовал кусок брезента, натянутый на дуги. Покрашен автомобиль был кое-как, обычной кисточкой. Когда он выезжал рыбачить, вместо тента клал на рамы дюраль-алюминиевую лодку. Это было жестоко по отношению к автомобилю, тот выглядел изношенным, неухоженным, разбитым. И все-таки он был на ходу! Более того, даже для тех лет машина выглядела эффектно, и я не сомневался, что затея с фотопроектом будет иметь успех. Но владелец опять отказался наотрез. Ему все это было совершенно не интересно.

А у меня тогда приближалась свадьба. Никакие «Волги» и ЗИМы меня не привлекали. «Чайка» в городе была только одна, и на нужный мне день она была занята. А вот «Адлер» произвел на меня большое впечатление, и я подумал, что именно эта машина должна везти нас с невестой в загс. Тогда я решил во что бы то ни стало добиться расположения владельца «Адлера». Был настойчив, убедителен, и усилия мои увенчались успехом: в день свадьбы мы катались по городу на великолепном Adler Trumpf 1932 года. Нам тогда, к слову сказать, ужасно «повезло»: весь день шел проливной дождь. Но когда невеста увидела этот автомобиль (а для нее это был сюрприз), то была так впечатлена, что и дождя не испугалась. И мы ехали с откинутым тентом под зонтами! Промокли, конечно. И все-таки это было невероятно романтично.

После того машина запала мне в душу уже всерьез. Я предлагал хозяину выкупить ее или обменять на новые «Жигули», но каждый раз он упорно отказывался. Время от времени я ему звонил и спрашивал, не передумал ли он. Так продолжалось несколько лет, и я уже смирился с мыслью, что этот человек свой «Адлер» мне никогда не уступит.

И вот, спустя примерно десять лет после моей свадьбы, в газете я увидел объявление, что продается ретроавтомобиль Adler Trumpf не на ходу.

-По законам драматургии это должна была быть та самая машина.

-Да! Ее пожилой владелец умер, а его сыну разваливающаяся машина была не нужна. Когда я увидел своего старого знакомца в гараже, у меня сердце сжалось. «Адлер» был в совершенно запущенном состоянии, большинство оригинальных деталей было утрачено: сын хозяина просто сдал их в металлолом. И вот эти остатки былой роскоши я купил.

Сразу приступить к реставрации «Адлера» побоялся. Поскольку к этой машине я относился с особым трепетом, решил, что сначала надо набить руку на чем-то другом. Купил ГАЗ-21 «Волга», полностью ее разобрал и собрал заново, отреставрировал. Получилось достаточно неплохо. Потом попробовал свои силы на ГАЗ-20 «Победа», и тоже вполне успешно.

Пока занимался этими машинами и готовился к восстановлению «Адлера», с головой окунулся в мир реставрации. Меня это заинтересовало и захватило: раньше-то я был очень далек от машин – по крайней мере, от того, чтобы залезать им под капот. Фотографы ведь белоручки: профессия требует безупречно чистых рук.

Когда я решил, что знаний и навыков у меня достаточно, взялся за «Адлер». Достал всю информацию об этих автомобилях, которая была доступна на то время. Разобрал его полностью, снял краску. Кстати, вы знаете, что кузов только выглядит полностью металлическим? На самом деле он почти весь деревянный, из номерного мореного дуба. И его долговечность поражает: из всего кузова после такой интенсивной эксплуатации в не самых щадящих условиях полностью восстанавливать пришлось только две детали – водосток лобового стекла и водосток дверей. И то только потому, что у водостоков на этой модели нет рамок, а после поездок старого рыбака там всегда оставалась вода.

-Сложно было восстанавливать утраченные детали?

-Сейчас, восстанавливая Сhevrolet special deluxe fleetline 1941года (я знаю, что эта машина пришла в СССР по ленд-лизу, на ней ездил высший командный состав Генштаба), активно использую Интернет для поиска недостающих деталей. А тогда мне пришлось искать все необходимое в разных регионах России: когда я восстанавливал «Адлер», еще не было всех этих интернет-форумов, международных онлайн-магазинов и всего того богатства предложений, какое есть сейчас. За лобовым стеклом для «Адлера», например, я ездил в Ульяновск. «Родной» мотор и ходовую часть тогда найти не смог и поставил от Opel Olympia 1930-х годов. В результате переднеприводный автомобиль превратился в заднеприводный. Но в будущем я планирую это исправить.

Все хромированные запчасти «Адлера» пришлось тщательно восстанавливать и хромировать заново. Тогда еще на заводах Удмуртии были гальванические производства, и их работники мне здорово помогли. Хромировка, которую мне сделали на одном из конверсионных предприятий, до сих пор в идеальном состоянии. Правда, мастер-гальваник признавался, что даже военпред не придирался к его работе так, как я. Дело в том, что я настаивал на полном воспроизведении той технологии, которая использовалась на немецком заводе в 1930-х: семь слоев меди - полировка - никель - полировка - хром - полировка. Именно благодаря такой трудоемкой технологии, кстати, старинный хром так долго сохраняет свои свойства и высоко ценится.

Но самой большой проблемой, а потом самой большой моей гордостью в восстановлении автомобиля стал орел на радиаторе машины. По этическим соображениям в СССР - стране, победившей фашизм, - со всех «Адлеров» была снята эмблема в виде орла, который пусть и отдаленно, но напоминал герб Третьего рейха. Само смысловое соединение «орел» и «немецкая машина» сразу же ассоциировалось у наших соотечественников с фашизмом. Никто уже не задумывался о том, что завод фирмы «Адлер» (с немецкого языка это слово и переводится как «орел». - Прим. авт.) был построен в 1928 году, а производство этих машин завершилось в 1939-м, на пороге Второй мировой войны. И стилизованный орел с распахнутыми крыльями все эти годы был фирменным знаком «Адлера» без какой-либо привязки к нацизму. К счастью, мне удалось обзавестись этим сокровищем - оригинальной эмблемой.

-Подозреваю, что теперь, когда автомобиль в отличном состоянии, его пытаются у вас выкупить?

-Бесполезно даже пытаться, я не собираюсь его продавать. Он для души, это уже семейная реликвия. Не все ведь измеряется деньгами. Нельзя назначить цену за то удовольствие, которое я получаю от общения с этим автомобилем (а он живой, он личность, я в этом убежден: заходя в гараж, я обязательно здороваюсь с ним). Это как машина времени: садясь в него, можно ощутить себя жителем той эпохи или героем старого фильма.

-Часто вы ездите на этом авто?

-Достаточно часто. Когда у нас с женой бывает не очень хорошее настроение или просто накапливается усталость, мы садимся в «Адлер» и не спеша едем по центральным улицам Ижевска. И сразу появляется ощущение приключения, праздника жизни. Как будто внутри начинает звучать прекрасная музыка.

Два года назад моя дочь объявила, что выходит замуж. Когда я приобрел Adler Trumpf, она была маленькой девочкой, но уже тогда сказала, что на свою свадьбу поедет только на этом автомобиле. Так и случилось! И теперь уже можно сказать, что на крыльях этого орла висит счастье нашей семьи.

Фото Наталья СМЕТАНИНА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Профессионал, труженик и человек широкой души
3 июля
Память выдающегося строителя Николая Шишкина увековечена в Ижевске...
Кирпичик в основание благополучия
3 июля
**Студенческим семьям при рождении ребёнка выплачивают материальную помощь в размере 100 тысяч рублей...
В Ижевске на обустройство «ливневки» в этом году потратят 10 млн рублей
2 июля
Рабочие проведут капитальный ремонт 8 участков сети....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут