Мастер-класс Ларисы Гергиевой «встряхнул» молодых солистов Театра оперы и балета Удмуртии

5 мая 2016
0

Фестиваль «На родине Чайковского» каждый год оказывается рычагом, который переворачивает музыкальную жизнь республики, задает ей новый импульс.

Dsc 7326 Мастер-класс Ларисы Гергиевой «встряхнул» молодых солистов Театра оперы и балета Удмуртии

Однако чаще всего, говоря об огромном влиянии фестиваля на формирование музыкальной среды Удмуртии, имеют в виду его воздействие на публику: фестивальный месяц становится для наших меломанов уникальной возможностью практически каждую неделю, а то и не по разу, бывать на концертах коллективов и исполнителей мирового масштаба и не сбивать внутренний камертон подлинного мастерства. Но фестиваль оказывается и проверкой на профессиональный класс для артистов республики: не только зрители вольно или невольно начинают сравнивать игру приезжих звезд и местных исполнителей, но и сами артисты из Удмуртии получают возможность увидеть и услышать, как работают признанные корифеи, ответить себе честно, могут ли они взять такую же высокую планку.

Практикум

Нынешний фестиваль в этом смысле можно воспринимать как продолжительный, длиной в полтора месяца, мастер-класс для наших артистов, как оперных, так и драматических. В рамках фестиваля они получили возможность поработать с настоящими мастерами. Актер Русского драматического театра Антон Петров вышел на сцену вместе с ведущим артистом театра «Современник» Авангардом Леонтьевым, чтобы на разных площадках республики сыграть музыкальный спектакль «Моцарт и Сальери». В премьерных спектаклях Театра оперы и балета этого сезона, вписанных в программу фестиваля, центральные партии исполнили звезды московской и петербургской оперной сцены. В «Евгении Онегине» уже «показали класс» (а по сути дали мастер-класс вокального и актерского искусства) солистка Мариинского театра Мария Баянкина и солист «Геликон-оперы» Алексей Исаев. В премьере «Турандот» на следующей неделе будут петь солисты Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (который по части оперной труппы сегодня дает фору даже Большому театру) Наталья Мурадымова и Дмитрий Полкопин.

Было бы преувеличением говорить, что эта ситуация уникальна: в последние годы и Театр оперы и балета Удмуртии, и Государственный симфонический оркестр Удмуртии постоянно работают с приглашенными дирижерами и солистами. Но был в программе фестиваля этого года один мастер-класс, аналогов которому, пожалуй, еще не случалось.

Экзамен не сдан

Едва ли не в последний момент формирования фестивальной программы, когда уже были готовы к печати его афиши, в плотное расписание концертов и спектаклей был вписан мастер-класс Ларисы Абисаловны Гергиевой, руководителя Академии молодых солистов Мариинского театра, народной артистки России, педагога с огромным опытом работы. Она провела учебное занятие с молодыми солистами нашего Театра оперы и балета, зрителями на котором стали ученики ижевских музыкальных школ и студенты республиканского музыкального колледжа. И надо признать, ее урок подтвердил все критические комментарии, которые и музыканты, и меломаны адресуют современному музыкальному образованию. Полуторачасовая репетиция, которую Гергиева устроила нашим молодым солистам, обнаружила серьезные проблемы в их исполнительстве и дала понять, что им еще учиться и учиться.

Тут нужно подчеркнуть, что участниками мастер-класса были не артисты условного «второго состава»: эти молодые солисты выходят на сцену нашего театра в центральных партиях и репетируют новые большие роли. У каждого из них за плечами высшее музыкальное образование. Без преувеличения, это те артисты, с которыми ижевская сцена связывает свое будущее. Но за первые же минуты репетиций с ними Гергиева и зрители мастер-класса убедились, что ни с собственными голосами, ни с оперными текстами те совершенно не умеют работать.

– Почему вы играете вашего Дон Жуана с мрачным лицом убийцы? Вы представляете, о чем говорится в серенаде, которую вы поете, и к кому она обращена? К какой-то служанке, но имени ее вы не знаете? Замечательно! – с иронией выспрашивала Лариса Абисаловна Гергиева у молодого баритона. Раз за разом она просила его двигаться легче, изящнее, обольстительнее, чтобы зрители поверили, что Дон Жуан способен очаровать любую красотку. Убеждала, что фразу на итальянском «сокровище мое», обращенную к юной девушке, не нужно петь с такой яростью, – будто речь идет не о любви, а о банковском кредите.

– Вы поете арию Адрианы Лекуврер по-итальянски, но не знаете перевода? То есть вы считаете возможным исполнять одну из лучших арий мирового репертуара, даже не понимая, о чем в ней говорится, и, значит, не имея представления, где расставлять смысловые акценты? Если вас в консерватории не научили, что это недопустимо, то ставим «два» вашим мастерам, – недоумевала Гергиева, слушая солистку-сопрано.

Нужно быть личностью

– Ижевск здесь совсем не исключение, я сталкиваюсь с подобными проблемами очень часто. Молодым артистам не объяснили, что если у них мертвые стеклянные глаза, то, даже обладая суперголосом, впечатления на публику они не произведут. Лицо, глаза, язык тела так же важны, как красивый тембр и хорошее легато, но этому, к сожалению, в наших консерваториях не учат. А ведь класс певца зависит от того, понимает ли он, что делает на сцене: просто вокализирует красивую мелодию или создает объемный образ. Артист должен исчезнуть, должен появиться герой, каждое слово и каждый жест которого осмыслены.

Но чтобы создать сильный характер на сцене, артист сам должен обладать яркой индивидуальностью и масштабом личности. Если нет личности, нет желания покорить зал, то будь у вас хоть в четыре октавы голос, вам нужно петь в детских спектаклях зайчиков и белочек, – своими бескомпромиссными суждениями Гергиева встряхивала молодых артистов, заставляла их возмутиться, вспомнить о своих амбициях. Раз за разом повторяя выученные для мастер-класса отрывки, они с каждым следующим исполнением наращивали внутреннюю страсть, напор, энергию – буквально преображались, начинали излучать ту особую сценическую притягательность, которая заставляет зрителей следить за каждым жестом и взглядом артиста, не отрываясь.

Стать пластилином

Оказалось, что и петь в полную силу их голосов молодых солистов не научили. Более того, получившие профессиональные диплом солисты сами не до конца имели представление о своем вокальном потенциале.

– Какие красивые у вас тембры, и насколько неразбуженное нутро, – констатировала Гергиева, работая с нашими артистами оперы. Она показала им несколько технических приемов, как почувствовать в себе потенциал голоса (молодые солисты кричали, стонали так, чтобы их было слышно на балконе, слушали, как резонирует под ладонью грудь), как дать ему прозвучать, – и на глазах зрителей они начинали петь иначе – увереннее, мощнее, естественнее.

В завершение этого урока-встряски Лариса Гергиева объяснила, почему не видит смысла деликатничать с молодыми артистами: – Современность требует от оперного певца решать задачи повышенной сложности. Недостаточно просто спеть партию – нужно рассказать историю. В провинции, где я нередко даю мастер-классы, проблема общая: солистам не хватает умения перевоплощаться, быть пластилином, из которого за пару минут можно вылепить новый образ – от комического до трагического. В Академии молодых солистов Мариинского театра артисты работают до часу ночи – учат языки, репетируют, развивают себя бесконечно. Они знают, что за один только голос, даже изумительно красивый, они не получат назначение на роль – я жду от них энергетики, персональности. Если после нашего мастер-класса ребята задумаются, займутся изучением языков, подберут для себя партии, развивающие голос, перестанут зажиматься на сцене – буду считать, что задачу свою выполнила.

Учеба продолжается

Пока рано говорить о том, насколько полно воспользуются наши молодые артисты полученной от Ларисы Гергиевой профессиональной встряской. Прощаясь с ними, она повторяла длинный список арий, который им стоило бы выучить для тренировки голосов, но тут же оговаривалась, что сомневается, будут ли артисты и в самом деле «утруждаться» или предпочтут оставить все, как есть – в конце концов, определенного статуса в нашем театре они уже добились, конкуренция на провинциальной оперной сцене небольшая, и спровоцировать на постоянный «творческий непокой» их могут только собственные амбиции, желание доказать самим себе, что они могут петь еще лучше.

– Артист, который берет на себя ответственность выходить на сцену, должен тратиться. Эта профессия – одна из самых жертвенных. В ней нельзя пребывать самоудовлетворенным, успокоившимся. Надо уметь умирать на сцене почти каждый день. И научить этому еще труднее, чем брать чистые ноты. Этого надо хотеть. Но я буду рада узнать, что ваши солисты сделали этот выбор, – заключила Лариса Гергиева после мастер-класса.

Молодые солисты Театра оперы и балета Удмуртии, получившие наглядный урок того, какими пылающими, сильными, победительными они могут быть на сцене, обещали выполнить все рекомендации Гергиевой. Она же, в свою очередь, предположила, что в ближайшем будущем стоило бы организовать в Ижевске концерт учеников Академии молодых солистов Мариинского театра.

Фото Оксаны ТРЕТЬЯКОВОЙ

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут