Между всех стихий

29 июля 2017
0

Новая цирковая программа оказалась симфонией воды, света и пластики и производит ошеломительное воздействие

%d1%86%d0%b8%d1%80%d0%ba Между всех стихий

Спустя 13 лет в Ижевск вернулся коллектив Андрея и Яны Шевченко «Цирк на воде»: они представили грандиозное шоу, в котором сюжет современной авторской сказки разворачивается на земле, в воде и в воздухе.

Фонтанируют идеями

На ближайший месяц манеж ижевского цирка превратился в бассейн с 200 тоннами воды, из которого бьют тысячи струй. Под куполом опадают водные каскады и поднимаются арки. Сложный ритм высоких и низких струй, то выстреливающих вверх, то закручивающихся спиралями, то перекрещивающихся, то опадающих водопадом, превращает работу фонтана в мощный танец. Эта партитура, в которой сверкающие на свету брызги рассыпаются аккордами, позволяет ощутить такую силу и энергию, как будто в манеже оказался океан. И все же новая программа - не шоу фонтанов, а целостный цирковой спектакль, где вода – только средство для создания атмосферы вдохновения и восторга, подчеркивающее масштаб замысла его создателей. В своем шоу они сумели добиться переплетения, взаимодействия всех стихий – воды, света и огня, воздуха и земли. В программе участвуют 40 артистов, одновременно на сцене могут находиться больше половины из них (одни работают в воде, вторые – на подиуме в центре бассейна, третьи – в воздухе). Всего же над созданием шоу работали более 60 человек – они создавали невероятные костюмы по эскизам Яны Шевченко, строили декорации и создавали уникальный реквизит, похожего на который нет ни в одной цирковой программе.

Пиршество для глаз

Сквозь спектакль проходит сюжетная линия волшебного путешествия на прекрасном старом корабле. Манеж оказывается морским заливом, в котором стоит величественный парусный корабль. Над его крутыми боками на резных перилах горят старые фонари, паруса напружинены от ветра, такелаж свисает ажурным рисунком.

В начале спектакля с палубы большого корабля срывается легкое судно – невесомое, оно парит над сценой, пока акробаты исполняют на нем изысканный и сложный танец. Бахрома на их трико полощется в потоках воздуха, обвивает их тела во время быстрых вращений. Номер задает тон предстоящему путешествию: зрители понимают, что их ждет нечто совершенно необыкновенное, рожденное богатой и смелой фантазией.

Ожидания оправдываются: корабль плывет в волшебных водах, пересекая невероятные миры. В них морские, наземные и воздушные существа, способности которых явно превосходят человеческие. Одна удивительная реальность сменяется другой. Образы миров вдохновлены разными эпохами и цивилизациями: один кажется творческим переосмыслением античных легенд (на танцовщицах-амазонках – шлемы с высокими гребнями, одежда похожа на боевой доспех), другой – историй о Диком Западе (характерные головные уборы напоминают о вождях индейских племен, перья и бусины украшают гибкие тела), третий – футуристического венецианского карнавала, где танцуют арлекины и коломбины, следующий опирается на восточные сказки и египетские мифы… Многие костюмы сделали бы честь великолепному барочному балу – пышность и роскошь соединяются в них с изобретательностью силуэтов, фантазийностью деталей, яркой театральностью образов.

Искусство удивлять

При всей визуальной насыщенности в спектакле нет ощущения избыточности – чувство вкуса и меры авторов шоу, Андрея и Яны Шевченко, позволило добиться парадоксального единства изобилия и гармоничности. Каждый миг спектакля наполнен цветом, светом, энергией движения, эстетичностью линий тел танцовщиц, акробатов, эквилибристов, сложностью трюков, но при этом в поле зрения ровно столько деталей, сколько человеческий глаз способен разглядеть, а мозг – зафиксировать, оценить и испытать восторг. Как только зрители переживают катарсис от одного номера, без промедления начинается следующий, и каждый присутствующий в зале снова получает изысканную пищу для глаз и ушей (музыка в шоу подобрана мастерски – здесь нет приевшихся хитов и цирковых штампов, в каждом номере звучит оригинальная композиция, помогающая оценить масштаб замысла).

Для каждого жанра в шоу найдено неожиданное и впечатляющее воплощение (срежиссировали их и создали сценографию Андрей и Яна Шевченко). В одном из номеров в воздух поднимаются огромные кристаллы – на них в пластических этюдах двигаются гимнастки, сияющие, как живые драгоценности. В другом над манежем зависают огромные стеклянные полусферы, из отверстий которых дождем льет вода (стеклянные приспособления – вообще отличительная черта этого шоу, все они созданы по авторским эскизам Андрея Шевченко и выполнены под его руководством). В третьем - поэтичном, метафоричном – акробатическая пара работает в стеклянном цилиндре, поднимающемся в воздух. Сами создатели шоу называют эту конструкцию «колбой», и это название резонирует с сутью номера: опираясь на ее прозрачные, почти растворенные в воздухе стенки, артисты творят алхимические опыты по рождению любви, ставят пластические опыты на тему взаимоотношения мужчины и женщины, в которых важны незаметная, но крепкая поддержка, полное взаимное доверие и возможность опереться на партнера, любование красотой друг друга, теплый взгляд и объятие. Иллюзионист помещает ассистентку в сияющую «космическую» трубу, которая вдруг разделяется на отдельные сегменты, сияющие загадочным холодноватым блеском (разумеется, девушки в ней уже нет – кажется, ее поглотило гиперпространство).

Акробат в кольце танцует на крохотном участке суши, окруженном со всех сторон водой – и вдруг быстрые, острые струи начинают бить из подиума под его ногами: и вот он уже не только заставляет двигаться кольцо, но и лавирует между водяных пик. Оригинальный жонглер встает под стеклянную горку, которая смыкается над его головой пирамидой – об ее стены рикошетят его быстрые мячики, вычерчивая пунктиром прихотливую траекторию. Атлетичный и легкий, артист успевает сделать сальто, пока пять мячиков взлетают над его головой, и играючи ловит их. То, что делают акробаты на мачте, заставляет усомниться в законе гравитации – кажется, они идут по воздуху вверх ногами, держатся за воздух. Артист обвивается кольцом вокруг мачты, срывается вниз, но застывает в паре ладоней от земли, хотя кажется, ни один мускул его тела не дрогнул. Есть в шоу огнеглотатель, укротитель рептилий, гимнаст на ремне… Номера сменяют друг друга без пауз и промедлений – спектакль летит на всех парусах, не дает зрителю перевести дух, одно сильное впечатление сменяется другим, каждый следующий номер вызывает все более сильные удивление и восторг.

Львиная доля

И все-таки кульминацией программы становится аттракцион Андрея Шевченко с морскими львами Софи и Бобом. Возможно, это самый продолжительный и эффектный номер с морскими львами, какой приходилось видеть ижевской публике. Дрессировщик говорит:

– Можно было бы сократить какие-то элементы, но жаль лишать зрителей возможности увидеть весь широкий спектр возможностей этих животных.

– Вы добились эффекта интеллектуального превосходства морских львов над человеком. Кажется, что они работают совершенно самостоятельно и еще находят время подшутить над дрессировщиком.

– Такую задачу я перед собой и ставил. Более того, они натренированы так, что и в самом деле стали самостоятельными. Софи работает в цирке уже почти 20 лет, Боб - почти 15, у них огромный опыт (они попали к нам годовалыми и быстро начали репетировать). Мы с ними – партнеры. Я прихожу здороваться с ними каждый день вне зависимости от того, есть у нас шоу или нет. А вот репетиций лишних не назначаем – они уже много лет и так знают свои роли на зубок.

– Огромный Боб дразнится и показывает вам язык. Вы научили его этой штуке?

– Конечно. С этим связана отдельная история. Наш главный инженер вернулся из гастролей по Франции и рассказал, что у одного иностранного дрессировщика морские львы умеют показывать язык. И он даже узнал, как этого можно добиться: надо взять морского льва за язык, потянуть, и когда он его высунет, прикормить рыбок. Вскоре за угощение он должен научиться этому трюку. Через неделю я позвал инженера и продемонстрировал ему Боба, который показывал язык. Тот был потрясен: он забыл мне сказать, что учить морского льва этому фокусу нужно пока он совсем маленький. Я стоял перед ним с искусанными руками – Боб много раз неосторожно прихватывал меня зубами, пока я учил его новому фокусу - и понимал, что по неведению совершил почти невозможное.

Самый сложный трюк аттракциона – с мячом: морской лев с невинным видом держит на носу мячик, когда дрессировщик на него не смотрит, но стоит тому повернуться к Бобу, как тот прячет мяч в пасти. Андрей Шевченко подтверждает:

– Это интеллектуальная работа. Боб точно должен знать свою роль: как музыкант, он вступает на определенный счет, следит за моими сигналами, как за дирижером – хотя сигналы такие незаметные, что зрители их даже не видят. Кроме того, он слышит реакцию зрителей и ориентируется на нее. Все это – результат многолетних репетиций и прекрасного знания природы этих животных.

А на нынешнем шоу Шевченко не останавливаются: через полгода состоится их следующая премьера, которая обещает быть еще более захватывающей.

Фото Диана КАДЫРОВА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут