Министр культуры Удмуртии Дмитрий Иванов: «Время культуры пришло»

15 января 2014
0

Приближающийся 2014 год объявлен в России Годом культуры. Можно ожидать, что интенсивность творческой жизни еще более возрастет, появятся знаковые для нашего времени культурные проекты, возникнут новые фестивали, увеличится поддержка культурных инициатив со стороны государства.

5e51017bf693225be8e13ada2789dd3e Министр культуры Удмуртии Дмитрий Иванов: «Время культуры пришло»

Но концентрация культурных событий не может возникнуть на пустом месте: она была бы невозможна без подготовленной базы, без развитой культурной инфраструктуры и поддержки людей искусства со стороны государственных институций. В Удмуртии Год культуры определенно станет логическим продолжением последовательной и долговременной политики по развитию культурной среды. Об этом и многом другом мы говорим с министром культуры, печати и информации УР Дмитрием Ивановым.

  • В 2013 году произошло плановое повышение зарплаты работникам культуры, в том числе библиотекарям, сотрудникам музеев, педагогам детских школ искусств, - тем специалистам, работа которых всегда служила связующим звеном между культурными эпохами, обеспечивала преемственность поколений в сфере познания культурных ценностей, хотя самих их многие не считают творческими людьми. Насколько изменение материального положения почувствовали сотрудники сферы культуры в Удмуртии?

  • Действительно, приоритетной для повышения оплаты труда стала самая низкооплачиваемая категория специалистов – музейных работников и библиотекарей. В 2013 году было запланировано повысить зарплату работникам культуры до 60 процентов от средней зарплаты по экономике региона (а это 20 185 рублей на момент расчета и 21 577 рублей на сегодняшний день). Кроме того, наши подведомственные учреждения делали и продолжают делать надбавки за счет внебюджетных источников финансирования. Благодаря этому в некоторых учреждениях зарплата возросла до 63-88 процентов от средней по региону.

Для примера, до повышения зарплат средняя зарплата сотрудников Национальной библиотеки составляла 11 тысяч рублей, сейчас – почти 14 тысяч рублей. Это 67,4 процента от среднерегиональной. У сотрудников глазовского музея-заповедника «Иднакар» средняя зарплата была 9 800 рублей, сейчас – 13 700 (темп роста – 63 процента, что весьма ощутимо).

К 2018 году мы должны выйти на 100 процентов средней зарплаты по региону для работников культуры. То есть профессии, связанные с культурой, перестанут быть менее оплачиваемыми, чем профессии других отраслей. Но даже сейчас произошедший рост зарплат воспринимается весьма ощутимым, у людей появился повод смотреть на жизнь и на свое будущее более позитивно.

  • Возможно, для кого-то это будет поводом не оставлять любимую работу ради зарабатывания денег где-то в другой отрасли.

  • Именно так. Многие руководители учреждений культуры, не сговариваясь, рассказывают, что к ним пошли работать: долгое время был дефицит кадров, во многих коллективах были вакансии, а сейчас они стремительно заполняются. Сейчас наша задача – дотянуть зарплату работников культуры до уровня педагогов и медицинских работников. А это значит, не только улучшить материальное положение людей, но и повысить престиж профессий, связанных с культурой.

  • В республике один за другим реконструируются объекты культурной инфраструктуры – театры, ДК. Строителям приходится укладываться в жесткую смету, или, если красота обновленного зала или здания требует дополнительного финансирования, республика не жалеет на это денег?

  • Мы никогда не шиковали, но есть вещи, на которых мы экономить не будем. Например, есть программа «Доступная среда», которая вызывает мое глубочайшее уважение. Согласно этой программе все общедоступные места, в том числе учреждения культуры, должны быть оборудованы пандусами, индукционными петлями, специальными туалетами для людей с ограниченными возможностями… И это правильно. Ограничение подвижности не делает этих людей неполноценными ни в одной духовной или эмоциональной сфере: восприятии музыки, изобразительного или театрального искусства. Напротив, многие люди с ограничением подвижности умны, прекрасно образованы и талантливы, сами творят – пишут картины, стихи, прозу. И мы должны все сделать, чтобы культурное пространство стало для них доступной и комфортной средой. Для этого не жалко никаких средств. А за внешним шиком мы, по большому счету, никогда и не гнались. Хотя, конечно, хочется, чтобы все было стильно, доступно, красиво, со вкусом.

  • На фестивале «На родине Чайковского - 2013» Александр Волков сказал, что зал Театра оперы и балета УР после реконструкции можно будет сравнить с залом Венской оперы. А это очень высокая планка эстетического уровня – это тот блеск, который просто не может быть дешевым.

  • Мы сейчас рассматриваем несколько вариантов дизайнерских решений, представленных на конкурс. Реконструкция коснется фойе, зрительного зала (там будет создана качественная акустика, будут установлены новые кресла); появится новая машинерия (в том числе связанная с установкой декораций), новое световое и звуковое оборудование. Будут сделаны пандусы. Затронет реконструкция и оркестровую яму. Когда здание строилось около 30 лет назад, основу оркестровой ямы сделали бетонной. Сейчас сложно объяснить это решение, поскольку бетон – очень плохой проводник звука, и наша цель – из этой глухой ямы сделать акустически звучащую.

  • Когда театр закрывался на реконструкцию, околотеатральная общественность особенно волновалась по поводу вынужденной паузы в сценической работе и репетициях артистов балета, которым необходим ежедневный тренинг у станка, а также вокалистов и оркестрантов, которым требуются ежедневные занятия.

  • Мы ни на один день не приостанавливали репетиционный процесс. Более того, получили удивительный эффект: в этом сезоне концерты Театра оперы и балета проходят по всей республике. Труппа театра и оркестр наконец отправились с гастролями во все населенные пункты, жители которых десятилетиями мечтали увидеть на своих сценах искусство такого уровня. Сегодня артисты Театра оперы и балета слышат оглушительные аплодисменты от самой благодарной, долго ждавшей их публики. Конечно, театр не может вывести масштабные спектакли со всеми декорациями (такие как «Аида» или «Щелкунчик»), но в репертуаре нашлись спектакли и программы, которые можно адаптировать к сценическим площадкам даже в сельских ДК. Сразу оговорюсь: эти гастроли экономически не эффективны. Мы рады тому, что они, не принося прибыли, хотя бы не убыточны. Но они расширяют аудиторию качественных оперных и балетных спектаклей в республике и позволяют артистам не терять контакт с публикой и не покидать сцену на время реконструкции театра. Эмоциональный и социальный эффект от этих гастролей не сравнится ни с какими деньгами.

  • Реконструкция Театра оперы и балета – часть подготовки республики к масштабным мероприятиям 2015 года в честь 175-летия со дня рождения Чайковского. Как продвигаются другие этапы подготовки республики к этому празднику?

  • Юбилей – это очень хороший стимул для того, чтобы оценить и свое отношение к великому гению, и значимость того места, где он родился. И я бесконечно благодарен Александру Волкову: это была его идея – превратить празднование юбилея Чайковского в грандиозный праздник культуры федерального масштаба. И он не выпускает подготовку к торжествам из поля зрения. Уже не раз он подчеркивал, что объекты, включенные в празднование 175-летия Чайковского, должны быть приоритетными. И можно не сомневаться, они будут готовы к сроку. В начале декабря я в очередной раз побывал в усадьбе Чайковского и очень порадовался тому, как идет реконструкция. Часть фасадов уже обновлена, и внешний облик музея меняется, становится более впечатляющим. В ближайшее время будет сделана задняя часть фасада. Зима не помеха работам: современные технологии позволяют закрыть здание тепляками, фасады оформляются даже при минусовых температурах.

Уже полностью демонтирована экспозиционная часть (экспонаты подвергнуты консервации и убраны на хранение). Начаты работы под отделку на 2-м этаже. Готова кровля. Разбираются дымоходы печного отопления: их перебирают по кирпичику. И, знаете, когда их вскрыли, то обнаружилось, что они заглушены. Это было сделано очень давно, даже не при нашей жизни. Сейчас мы хотим восстановить эти дымоходы с изразцами в том виде, в каком они были при жизни Чайковского. Конечно, при восстановлении будут использоваться стилизованные современные реплики изразцов той эпохи, но дух гостиной с живым камином, со стенами, от которых идет тепло, я надеюсь, мы сможем передать. Когда запустим эти старые камины, дом Чайковских задышит иначе – настоящим теплом.

Кроме того, директор дома-музея Татьяна Неганова нашла прекрасное концептуальное решение для входа посетителей в музей: экскурсия будет начинаться эмоционально-заряженным, высоким моментом – звуками мощной, волнующей воображение музыкой Чайковского. Возможно, это будет торжественная увертюра «1812 год». Музыкальная волна нахлынет, накроет посетителей с головой (для этого в музее будет установлена современная многоканальная аудиосистема), разбудит все их чувства, даст толчок к тому, чтобы острее и глубже воспринять всю экспозицию.

  • Удмуртия становится территорией фестивалей всероссийского и международного масштаба. К давнему фестивалю Чайковского и международному фестивалю циркового искусства в уходящем году добавился международный «Бурановский фестиваль», объединяющий ценителей народной песни и танца.

  • Когда я сам увидел такую концентрацию исполнителей фольклора в одном месте, я был поражен. Насколько разные, самобытные образы они представили! Какое разнообразие жанров и стилистических нюансов! А какое великолепие костюмов! И каждый из них предлагал особый подход к сохранению и развитию народной традиции: от точной исторической реконструкции до экспериментов по соединению этники с самыми разными современными жанрами музыки. И я был обрадован тому, что так вдохновенно, воодушевленно исполнителей фолк-музыки встречают целые стадионы зрителей. В 2015 году мы проведем второй «Бурановский фестиваль». Начинаться он по-прежнему будет в Бураново. В Ижевске к тому времени появится и обновленная сцена Театра оперы и балета, которая станет одной из крупнейших концертных площадок республики. А там, возможно, подойдем и к созданию большого концертного зала.

Сейчас развитие культуры в регионе действительно идет семимильными шагами. И прокомментировать это я могу только так: время пришло!

  • Творческий сезон в учреждениях культуры не совпадает с календарным годом. Но все же – самые сильные впечатления от 2013 года?

  • Если говорить об эмоциональном восприятии – это концерт Дмитрия Хворостовского в рамках фестиваля «На родине Чайковского». Я не раз слышал его живое выступление, но в этот раз был поражен программой, которую он выстроил для ижевского концерта. Обычно фестивальные программы основываются на хитах, заведомо обреченных на успех. Артисты программируют нескончаемые овации, шквал аплодисментов выбором более демократичного репертуара. А мы услышали Вагнера и арии из опер Верди, которые не звучат на нашей сцене! И то, что ижевская публика оказалась готова воспринять эту музыкальную драматургию, для меня – и удивление, и большая радость. Но я не только хожу на концерты, я слушаю музыку дома. И одним из потрясений уходящего года стала Соната соль мажор Шуберта в исполнении Святослава Рихтера. Видимо, нужно было достичь определенного возраста и опыта, чтобы «услышать» ее...

  • Вы мастер рассказывать истории – в этом вы легко соперничаете с великими импровизаторами из мира джаза, такими как Сергей Манукян или Даниил Крамер. Наверняка у вас есть и особый, совершенно достоверный новогодний анекдот…

  • В прошлом году я закрутился и не купил фейерверки. А мой сосед, приверженец традиций и правил, подтвердил, что без фейерверков Новый год встречать нельзя. Он для меня купил в магазине сертифицированные фейерверки. И когда наступила новогодняя ночь, мы все с детьми вышли во двор. Все сияло и сверкало: кажется, все вокруг запускали настоящие салюты, которые расцветали в небе прекрасными огнями. И мой сосед гордо достал свою покупку. Мы приготовились увидеть, как все бабахнет и расцветет огненными цветами. Мы зажгли их… и из этих хваленых петард показались крохотные плевочки огня. Это вызвало бурю восторга! Мы хохотали и не могли остановиться, потому что вокруг все переливалось и грохотало, а перед нами будто огоньками выстреливали из пипетки. Это были крайне интеллигентные фейерверки, но я уверен, что я все же найду время, куплю основательные фейерверки и отомщу за прошлый год.

А если подводить итоги года всерьез - мне не стыдно за этот год. Мы двигались вперед, мы старались сделать нашу жизнь как можно более разнообразной, интересной, насыщенной. Пытались не позволить ей превратиться в рутину, обыденность и серость. Потому что наши зрители радушны, чутки, внимательны, умны и они достойны видеть лучшее, что происходит в культуре.

Фото: mkrf.ru

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут