Многозначный лук.

26 января
0

В Ижевске открылась выставка, художественно осмысляющая единственный объект. Как со спелой луковицы слой за слоем снимаются шелуха и чешуйки, пока не открывается сердцевина, так на выставке «Интервенция #лук» один за другим раскрываются смыслы, обнажающие суть современного искусства.

48390688 1985323974898562 8320588091832139776 o Многозначный лук.

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка Энвиля Касимова «Интервенция #лук», посвящённая луку во всех его смыслах и проявлениях. Выставка вписана в классическую музейную экспозицию «Природа вещей», включающую классическую живопись и декоративно—прикладное искусство XVIII — начала XX вв. Это первый подобный проект, реализованный в Ижевске.

Практика интервенции в музейное пространство произведений современных авторов не нова и берет начало в художественных экспериментах дадаистов и концептуалистов, однако она была прервана на десятилетия и возвращается в музеи не повсеместно. УРМИИ уже предпринимал шаги по взаимопроникновению классического и современного искусства. В 2016—2017 гг. здесь был воплощён в жизнь проект «Корневая система», в котором академическая живопись дополнялась современными арт—объектами и помещалась в среду, по сути, творческой лаборатории. Зрители, насмотревшись вдоволь на пейзаж или аллегорический портрет, могли тут же собрать из деталей пазла репродукцию полотна или нарисовать комикс по его мотивам. Находясь в одном смысловом поле, объекты классического и современного искусства вступали в диалог, в котором рождались новые смыслы.

Свежий лук.

В 2018 году в УРМИИ открылась масштабная выставка «Природа вещей», представившая русскую живопись, графику, иконы, ювелирное искусство и предметы быта, созданные в XVIII—XX веках. Стилистически выставка охватила эпохи классицизма и модерна в изобразительном искусстве и аутентичный период бытования прикладных искусств (от резьбы по дереву до традиционного костюма с его обережной вышивкой). Выставка представила собой широкую панораму того, «как было». Входя в выставочный зал, зритель попадал в иное время, отсечённое от современности почти столетием, законсервированное в себе.

Новый выставочный проект взламывает эту герметичную конструкцию, впускает в неё краски, запахи и ритм сегодняшнего дня. Картины и арт—объекты Энвиля Касимова позволяют проводить смысловые параллели между традиционным и современным искусством. Диалог совершается и на уровне используемых техник, и на уровне материалов.

Основным сюжетом новой серии художника, которую он создавал в течение 2018 года, стал обычный репчатый лук — он пробивается через камень, проявляется на рыбьей чешуе или оказывается увековеченным в золоте. Совмещая символику материала, изображения и места, художник визуализирует трансформацию смыслов и предлагает зрителю переосмыслить значение обыденных вещей в нашей жизни.

Кроме того, играя со смыслами слов «лук» и «look» (образ), Энвиль Касимов создаёт дополнительный акцент на значимости создаваемого образа и всего «внешнего» в нашей жизни. Но в этом есть и ирония — символизм и внутреннее остается для автора более важным. Сам художник утверждает: «Лук для меня важнее пейзажей Милана или Венеции. Лук для меня дорога к небу. Лук — это Чудо!»

К этим картинам и арт—объектам можно относиться как к ребусам: серийность и повторение одних и тех же сюжетов, вариативность техник придают «простому» сюжету новый смысл. А интервенция работ в музейное пространство и их взаимодействие с классическими экспонатами создаёт дополнительные коннотации для восприятия привычных образов.

Арт—медитация и постижение сути вещей.

Одним из первых зрителей выставки «Интервенция #лук» стал профессор УдГУ, один из наиболее заметных и значимых актуальных художников Удмуртии Сергей Орлов. По его мнению, у неё есть несколько важных значений для развития арт—среды Ижевска:

— Важно, что непосредственно в одном пространстве музейного зала сталкиваются современное и старое, «классическое» искусство. Это даёт зрителям возможность наглядно сравнить степень их воздействия на их ум и эмоции, мгновенно понять, что цепляет сильнее. А для современного художника это вызов: он оказывается втянут в диалог со старыми мастерами. Если его голос, его художественное высказывание убедительно – это его победа.

В том, что вся выставка Касимова посвящена осмыслению единственного образа, лука, нет ничего экстраординарного. Современные художники (и я имею в виду не просто живущих в наше время, а именно актуальных художников, чутко рефлексирующих все социальные и художественные движения) работают проектами – выбирают тему и изучают, осмысляют её со всех сторон. Такой подробный взгляд с разных ракурсов позволяет вскрыть многие смыслы, которые остаются незамеченными при «одноразовом» прикосновении к теме. Каждая следующая работа над тем же образом как будто отвечает на вопрос «а что ещё это может значить?», «мы точно ничего не упускаем, вдруг там, в глубине этой темы, есть ещё что—то?». Сам выбор объекта творческого исследования Энвиля Касимова очень удачен: лук, особенно в России, позволяет создавать множество контекстов и слоёв понимания.

Лук с чёрным хлебом и селёдкой – едва ли не главный символ простой русской демократичной еды. Но и символ заморских деликатесов – кто не слышал о французском луковом супе? Луковица на академическом живописном натюрморте российского автора мгновенно «звучит» как негромкий гимн крестьянскому труду и российской деревне. А в аллегорической работе лук будет означать горечь, слёзы — или же долгие усилия, требующиеся для достижения цели (с луковицы нужно снимать слои один за другим, прежде чем откроется сердцевина). Эстетически лук можно преподнести по—разному. Зрелая чистая луковица может отсвечивать старым золотом (недаром купола церквей характерной формы называются луковичными). Она может быть бурой от земельных комьев, может пробиваться яркой зеленью проростка (и тут можно говорить о вечном круговороте бытия, когда новая жизнь пробивается через распад и гниение того, что было живо ещё совсем недавно).

У японцев есть медитативная практика – концентрироваться на одном предмете, на первый взгляд, вполне обыкновенном (например, камне) и благодаря долгому всматриванию в него постигать его суть. Цикл работ Энвиля Касимова кажется мне арт—медитацией, когда в результате долгого и всестороннего погружения в образ лука оказалась постигнута его суть.

Луковые слои понимания.

Также Сергей Орлов отмечает разнообразие художественных и технологических находок.

— Часть работ написана Касимовым подчёркнуто тщательно, в реалистической манере, почти в стиле старых мастеров. Часть – намеренно сыро, эскизно, крупными мазками. В некоторых работах используется насыщенная палитра (иногда – природная, иногда – нарочито искусственная, поп—артовая), а где—то остаётся монохром. Часть выставки – это картины и миниатюры – то, к чему зритель привык. Часть – современные арт—объекты: например, помещённая в прозрачный затвердевающий состав разрезанная луковица. Эта консервация «внутреннего содержания» лука намекает на важность внутреннего содержания любой темы, на недостаточность поверхностного, «наружного» взгляда. Нельзя встречать только по одёжке, будь то луковица в шелухе или костюм человека. Необходимо заглянуть внутрь, чтобы понять, что за явление перед тобой.

Такая вариативность говорит о том, что к сути вещей можно подбираться разными путями: искусство создало исключительно разнообразный выразительный язык, которым хороший художник пользуется свободно, естественно.

В итоге зритель формирует очевидный, как луковица, вывод: если уж «обычный» лук можно рассмотреть двадцатью, тридцатью способами и открывать всё новые слои его понимания, то какой бездонный, неисчерпаемый потенциал представляет собой человек. Даже самый обыкновенный… хотя, мы только что выяснили, что нет ничего более многозначного, чем обыкновенное!

От лука до святого Луки.

Директор Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств Вера Вахрушева:

— Благодаря «интервенции» новой серии Энвиля Касимова «#лук» классическая экспозиция музея «Природа вещей» приобретает новое звучание. Многослойность лука становится метафорой смысловой многослойности выставки. Образ лука, возможно неожиданно для самого художника, оказался универсальным для осмысления русской культуры и искусства XVIII—начала XX вв.. Так, изображение луковицы, расположенное рядом с книгой Нового Завета, где представлен евангелист Лука, создаёт ассоциативные связи этого образа с христианской традицией. Причём Евангелист Лука считается первым иконописцем и покровителем художников. Простор для зрительской фантазии и поиска новых значений открывает сопоставление изображения лука и крестьянской утвари в экспозиции. Лук был одним из главных продуктов, которые употребляли в пищу крестьяне. Вероятно, поэтому о нём есть много упоминаний в русском фольклоре. Широко известна пословица: «Лук от семи недуг». А другая пословица «Голо, голо, а луковка во щи есть» раскрывает беспросветную бедность крестьянской жизни дореволюционной России. Получается, что музейные предметы словно вступают в диалог с арт—объектами современного искусства. И в этом контексте выставка может пониматься как диалог прошлого и настоящего, установление смысловых связей между ними.

P.S. Выставка «Интервенция #лук» (0+) открыта до 10 марта.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут