Молодая пианистка из Ижевска Тамара Куделич: «Талант эффектнее красоты»

21 февраля 2013
0

Кульминацией концертов фестиваля «Молодые таланты на родине П.И. Чайковского» стало выступление виртуозной пианистки Тамары Куделич – студентки 4 курса Московской консерватории, в прошлом ижевчанки.

Y c81bc287 Молодая пианистка из Ижевска Тамара Куделич: «Талант эффектнее красоты»

Вопреки стереотипу, что на фестивалях классической музыки упор нужно делать на шедевры прошлых веков, сыграла с оркестром сложнейшую, требующую не только техничности, но эмоциональной силы и глубины Rhapsody in blue Гершвина. «Это тоже классика сегодня», - не сомневается она.

Семь лет назад Тамара, дочь профессионального преподавателя музыки, совсем еще девочкой ринулась в Москву, в большую музыкальную жизнь. Правда, в качестве страховки была постоянная эмоциональная поддержка родных, стипендия фонда Спивакова для одаренных юных музыкантов и вера в свои силы. Сейчас она – одна из ярких представителей молодого исполнительского поколения, концертирующий аккомпаниатор и солистка с очень серьезными амбициями.

  • Тамара, вы в прошлом году сыграли сольный концерт в Ижевске, сейчас выступили последним номером (то есть гвоздем программы) на молодежном фестивале. Играете в Москве. А есть ли мировая сцена, на которую вы стремитесь, и если попадете туда, сможете сказать себя, что состоялись в музыке, добились, чего хотели?

  • Для меня это «Карнеги-Холл». Вот когда меня пригласят туда с сольным концертом, можно будет выдохнуть, сказать: «Уфф! Прорвалась! Дальше можно идти уже на новом уровне». Концерт в большом зале Московской филармонии тоже был бы значительной ступенью. И, конечно, сотрудничество с оркестрами высокого класса тоже важно. Хотелось бы сыграть с Государственным Академическим симфоническим оркестром, Российским национальным оркестром под руководством Плетнева. Поиграть с Михаилом Плетневым и даже просто побеседовать с ним – это действительно мечта. Это лучшее, что может быть, потому что это колоссальный человек и музыкант.

  • Играть в «Карнеги-Холле» и с Михаилом Плетневым – это правильная, здоровая амбиция молодого музыканта. Но разговаривая с другими участниками фестиваля, я была удивлена отсутствию серьезных амбиций у большинства из них. Между тем, они тоже лауреаты музыкальных конкурсов, «варятся» в той же консерваторской студенческой жизни и должны быть заражены вот этим азартом состояться в профессии, показать всему миру, чего они стоят.

  • Очень многое в твоем восприятии своих способностей и перспектив зависит от педагога, у которого ты учишься, и от окружающих, которые в тебя верят и дают поддержку, на которую ты опираешься всем своим существом. У меня это мама, которая верила в меня всегда, муж, который ежедневно дает мне веру в себя, педагоги, которые поддерживают мое стремление работать, добиваться результатов. Это невероятно важно, потому что музыкант (как и любой артист) постоянно испытывает неверие в своих способностях, сомнение в наличии таланта и способностей. Например, перед экзаменами в Москве я играла маме… по сотовому телефону: клала трубку рядом с инструментом, а она в Ижевске слушала, как я играю, и давала свою оценку, успокаивала меня.

И есть еще одно… Лет в пять я настолько верила, что должна и смогу чего-то добиться, что у меня есть для этого силы и некий дар, что сейчас я думаю: как я могу предать этого маленького ребенка с его неистовой искренней верой в будущий успех, с его верой… в меня?! Будучи уже взрослым человеком я должна сделать так, чтобы не разочаровать эту верящую и надеющуюся пятилетнюю девочку.

  • Вы принадлежите к новой генерации молодых исполнительниц академической музыки, которые при этом хороши как топ-модели. Скажите, сейчас для того, чтобы подняться на олимп классической музыки, нужно быть не только виртуозным исполнителем, но и привлекательным внешне?

    Пианистка Тамара КуделичПианистка Тамара Куделич

  • Мне кажется, что исполнитель всегда красив – в своём вдохновении, в своём интеллекте. Но верно и то, что классическая музыка сегодня – часть шоу-бизнеса, и вынуждена в какой-то степени подчиняться его законам. А в шоу-бизнесе внешность имеет большое значение. И всё-таки, я думаю, успешнее карьера сложится у той исполнительницы классики, которая обладает талантом – независимо от того, красива она или не очень. Любоваться красотой на твой концерт могут прийти пару раз, а потом всё равно нужно будет брать публику игрой, артистизмом. И если ты не можешь завести зал, не даёшь понять, что представляешь собой что-то, на тебя больше не придут. Скажут – делай карьеру в другом месте.

  • Вы с вашей жгучей красотой и ясной улыбкой не только внешне Кармен и Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» в одном лице. У вас и темперамент соответствующий - неуемный, энергия кипучая: кажется, вы все время не ходите, а легко бежите с развевающимся на ветру подолом.

  • Да, это естественное и комфортное состояние, в котором я чувствую себя хорошо.

  • А как при этой стремительности и эмоциональной подвижности вы убеждаете себя ежедневно по нескольку часов заниматься за инструментом?

  • Это та самая работа, которую необходимо проделать над собой. Музыка, исполнительство – это труд, и большой. С другой стороны, когда ты садишься работать, уже оторваться невозможно. Работа над каждой нотой, над каждым тактом доставляет огромное удовольствие. И когда появляются результаты – это буквально физическое ощущение радости и собственной силы, ощущение, что ты что-то можешь. Это очень важно чувствовать. Хотя я лентяй по природе, без маминых «пинков» в детстве не обходилось. Сейчас уже сама себя «пинаю».

  • Музыка может заставить вас заплакать?

  • Я постоянно плачу (смеется). Когда я занималась Гершвиным, музыка настолько переполняла меня, что я плакала и смеялась практически одновременно. Такой катарсис, конечно, дорогого стоит. Но даже если в какой-то день ты понимаешь, что невероятного эмоционального прорыва не будет, все равно нужно сесть за инструмент, немного потрогать его, почувствовать свои руки, услышать, что ты звучишь, что ты все равно играешь. В такие дни нужно просто учить что-то новое, спокойно заниматься черновой работой. И когда ты переживешь эти дни, музыка снова начнет захлестывать тебя.

  • Как вы сбрасываете напряжение от постоянных занятий, от ответственности студентки Консерватории, которую постоянно оценивают?

  • Сейчас, вот уже год, меня наполняет и безмерно радует моя семья. Мы с мужем начинали заниматься сноубордингом, ходим в музеи, театры и кино, читаем, - живем обычной жизнью нормальной молодой семьи.

  • Пианист – наверное, самая зависимая из музыкальных профессий. Когда вы выбрали рояль, а не флейту или даже контрабас, вы подписались на то, что всю жизнь будете играть на том инструменте, который предоставят вам на месте гастролей. Фестивальный концерт в Ижевске прошел в явной борьбе с инструментом и со скамейкой, которой вам кто-то выкрутил на невозможную высоту. Наверное, в такие дни вы жалеете, что не выбрали скрипку…

  • Вы будете смеяться, но… у меня были мечты стать флейтисткой, и на скрипке я занималась какое-то время, и даже виолончель пробовала. И в конце концов сознательно выбрала рояль. И, конечно, сложности возникают иногда. В Украине, где я участвовала в конкурсе в прошлом году, тоже стоял совершенно криминальный «Блютнер». Настолько ужасный, что пианисты стараются туда вообще не ездить, лишь бы не играть на нем. Потому что это действительно драматическая ситуация: музыкант потратил время и силы приехал в другой город, и обнаруживается, что зря. Извлечь из этого инструмента настоящую музыку все равно невозможно. Сложно разговаривать с инструментов, который настолько стар и поврежден, что по-хорошему должен быть уже списан. Рояль, на котором я играла на фестивале в Республиканском музыкальном колледже в Ижевске… Я пыталась найти общий язык с этим инструментом, почувствовать его руками, ушами… Но с этим «Каваем» это уже не удается. И крупные музыканты просто не приедут играть в колледж из-за состояния этого рояля, хотя учащимся колледжа было бы очень полезно послушать игру мастеров. А в филармонии, насколько я знаю, ситуация с роялем еще хуже. На фестивальном концерте в Воткинске я играла на «Ангусе Ферстере»… в консерватории инструменты в таком же состоянии некоторое время назад просто вынесли на свалку. Извлекать звук из такого инструмента невозможно. При этом посадили меня на низкий деревянный стул с мягким сиденьем. В результате ничего из этого инструмента извлечь не получилось, как я ни старалась. Очень важно иметь возможность расслабиться во время исполнения, дать возможность течь музыке, которая из тебя исходит, не думать ни о чем, полностью быть в соединении с инструментом, а не преодолевать клавиши и педали, чтобы они не стучали, не присвистывали и не гудели. Вообще, это очень печальная история, когда устраиваются фестивали имени Чайковского, собирают музыкантов не самых слабых, и не обеспечивают их инструментами. Приезжать и бороться с инструментом, вместо того, чтобы наслаждаться игрой… это сомнительная радость. Конечно, если снова пригласят играть в Ижевск, я приеду, потому что это родной город, здесь мои учителя, здесь мое начало, и я испытываю к городу и к республике особые чувства. Но если бы такой инструмент стоял где-то еще, я не поехала бы туда играть.

  • В следующем году вы заканчиваете Консерваторию. Что дальше?

  • На ближайшие годы цель – утвердить себя в качестве солистки, получить лауреатства на престижных конкурсах. Мне бы хотелось принять участие в ближайшем конкурсе Чайковского. Думаю, я к нему готова – силы я в себе чувствую.

1:

1:

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут