Музей даст новую жизнь исчезнувшим деревням

21 ноября 2016
0
Dsc 2166 (1) Музей даст новую жизнь исчезнувшим деревням

В деревне Сеп Игринского района создается Народный музей исчезнувших деревень. Ученые и профессионалы музейного дела помогают сельчанам воплотить их мечту – сохранить память о деревнях, которых больше нет.

Деревня, способная удивить

Современные культурные проекты до деревень добираются нечасто, а если инициаторы проектов и приезжают в глубинку, то им приходится уговаривать местных жителей на сотрудничество – деревенские люди чаще всего недоверчиво и настороженно относятся к городским «продюсерам» и «культуртрегерам». Но в Сепе ситуация особая – здесь Александру Юминову, автору многочисленных культурных проектов, остается только помочь жителям деревни воплотить идею, которую они сами вынашивали много лет. Он рассказывает:

– С Сепом у нас давние отношения. Еще в 2007 году здесь по нашему приглашению работали молодые фотографы из московской Школы фотографии им. Родченко – их фоторепортажи изданы в альманахе «Аутентичная география». Потом мы делали анимационный проект – дети из Сепа под руководством профессиональных мультипликаторов учились снимать мультфильмы. Это было в 2013 году, и тогда мы узнали, что здесь проводится День исчезнувших деревень, а местные активисты ищут возможности как-то сохранить память об этих местах.

Нам рассказали о том, что происходит, и мы были потрясены. И взрослые, и школьники в свободное время занимались тем, что опрашивали бывших жителей этих деревень, записывали истории их жизней, собирали старые фото. Не имея никакой специальной подготовки, они вели, по сути, музейную работу. И мы поняли, что это может стать началом настоящего Народного музея исчезнувших деревень. Мы написали проект, и он стал победителем конкурса культурных проектов Фонда Потанина – с этого момента появление музея стало вопросом времени, причем недолгого: он должен открыться уже в сентябре 2017 года.

Места, оставшиеся в памяти

Презентация проекта Народного музея исчезнувших деревень состоялась в Сепе при таком стечении сельчан, что все они не поместились в зал сельского клуба. Приехали многие из тех, кто жил когда-то в деревнях, которых больше нет. Собралась половина Сепа: официальный старт музейного проекта подтвердил, что все эти годы они делали нечто правильное и важное. Одним из тех, чья работа вдохновила Юминова, был глава сельской администрации Сепа Павел Перевощиков, настоящий хранитель «уходящей натуры»:

– Исчезнувшие деревни здесь повсюду, и мне всегда хотелось, чтобы и молодежь знала эти места и помнила, откуда идет их род. Еще пятнадцать лет назад, когда я преподавал в школе, задумал походы с учениками по исчезнувшим деревням. Тогда мы успели дойти до семи таких мест – к тому времени даже развалин уже не было. Где когда-то стояли деревянные дома, росли деревья и травы. Но мы все равно останавливались там, повторяли название этих деревень, перечисляли семьи, для которых эти деревни были родовыми, пока дети не запоминали все это накрепко. Большинство из этих деревень уже исчезли и с официальной карты, но за двумя административный статус все еще сохраняется, и я сейчас борюсь за то, чтобы так было как можно дольше. Пока деревня существует «на бумаге», у нее больше шансов возродиться: туда можно вернуться без особых бюрократических проволочек, взять надел земли, начать строиться.

Реконструкция по фотографиям

Тема исчезнувших деревень в Сепе и в окрестностях и вправду постоянно обсуждается. Названия этих деревень (Бисар, Пежвай, Палым, Верх-Палым, Лужаны, Ижнюк, Новая деревня) на слуху, «виртуально» эти деревни по-прежнему существуют в сознании местных жителей. Поэтому подброшенную кем-то идею провести День исчезнувших деревень поддержали все. Тут же начали списываться и созваниваться с их бывшими жителями. Кому-то звонили в соседние деревни и села, кому-то – в Ижевск, Пермь, Уфу, Киров, и дальше – на Дальний Восток, в Краснодарский край.

Когда стало понятно, что на праздник съедутся не десятки, не пара-тройка сотен человек, а больше тысячи, стали придумывать, чем удивить собравшихся кроме бесконечных разговоров на тему «а помнишь?». И решили создать альбомы памяти для каждой исчезнувшей деревни.

Собрали сотни старых фотокарточек, с помощью которых удалось восстановить эти деревни буквально дом за домом – на страницах больших альбомов. Директор сепского клуба Татьяна Мосова говорит: «По альбому можно идти, как по деревенской улице – на первом развороте фотографии членов семьи, которая жила в первом от окраины деревни доме, на следующем – семьи из второго дома, и так далее. Если после частного дома на улице располагался магазин, или клуб, или медпункт, то мы так и писали – и вклеивали какие-нибудь сохранившиеся объявления или этикетки».

Память сердца

На вечере презентации музея стало очевидно: затея сработала. Альбомы, как пространственно-временные порталы, переносят разглядывающих их людей в те деревни, которых больше нет.

Софья Андреевна Широбокова гладит пальцами фотографии в альбоме деревни Пежвай, разговаривает с проступающими со старой фотобумаги лицами и плачет. Ей 86 лет, и в Пежвае прошли все ее молодые и зрелые годы, там остались могилы родителей и брата, дожившего только до 40 лет. Она бы вернулась просто постоять на месте их дома, но возвращаться давно некуда. А на фото в альбоме они – молодые, сильные, и смотрят прямо и открыто.

85-летняя Валентина Ивановна Романова и ее дочь Нина Корепанова листают альбом деревни Лужаны. Романовы уехали оттуда еще в 1974-м: дорогу в деревню так и не проложили, автолавка с хлебом не могла пробиться то через снег, то через распутицу неделями, жить стало невмоготу. Спустя сорок с лишним лет женщины помнят, кажется, каждый момент своей лужанской жизни, всех соседей и подробности быта. «Смотрю альбом, и аж сердце екает. Вот гармонист дядя Петя, сосед наш. На всех свадьбах и поминках играл. Вот бабушка Варя, Варвара Николаевна Тронина, у нас с ней была общая баня на два хозяйства. Она была совсем маленького росточка, но всегда парила нас, и когда веником охаживала, приговаривала удмуртские молитвы. Вот ребята, с которыми мы дружили – одних уже нет в живых, другие уехали в Нижний Тагил, третьи – в Волгоград», - рассказывает Нина Корепанова, перелистывая страницы. Говорит, если бы деревня не была отрезана от цивилизации бездорожьем, никто бы оттуда не уехал - Лужаны были дружными, песенными, гостеприимными: «В деревне было 27 домов, и все в гости друг к другу ходили, на сенокос и за ягодами – вместе. Когда в 1936 году случился большой пожар и полдеревни выгорело, не бросили, сообща отстроились заново. Наш знаменитый поэт Афанасий Корепанов так эти места любил, что в честь деревни взял себе псевдоним Лужанин». Терпения и любви лужанцев к родной земле хватило до 2002 года, - только тогда деревню покинул последний человек. Спустя 14 лет в деревню снова «вошли» люди.

Проект, начатый в Удмуртии, может стать всероссийским

Первые экспонаты музея уже есть – это предметы быта, вывезенные жителями из исчезающих деревень.

Все эти вещи – старые ручные и колесные прялки, сундуки, самовары, угольные утюги, пестрые одеяла из клинышков, коврики с вывязанными петухами, расшитые полотенца и скатерти и даже массивная кровать с точеными балясинами в изголовье, - служили тем, кто жил когда-то в тех краях. Покидая пустеющие деревни, они забрали часть скарба с собой, а потом заботливо убрали в чуланы и на чердаки.

Селяне станут музейщиками

Создание музея пройдет в два этапа. В ноябре стартовала образовательная часть – первые лекции уже состоялись в Сепе. Научный руководитель проекта, этнограф Елена Попова, и руководитель проекта, специалист нижегородского филиала ГЦСИ Александр Юминов начали учить жителей деревни, как работать в полевых экспедициях, собирать предметы материальной культуры, записи воспоминаний и песни, брать интервью, оформлять родословные, каталогизировать полученные материалы и включать их в фонды музея и выставочной экспозиции. Работа по наполнению музейной коллекции должна стать не хаотичным собирательством артефактов, а созданием цельной картины истории и культуры деревень.

Второй этап начнется в следующем году – студенты кафедры инновационного проектирования факультета дизайна Самарского государственного технического университета, вдохновленные идеей Музея, готовят дизайн-проект выставочного зала.

Ремонт уже начался: под Музей администрация выделила просторное помещение в здании сельской библиотеки. Два главных культурных центра села будут не просто соседствовать, но взаимодействовать.

Благодаря поддержке Фонда Потанина будут куплены большие экраны – по счету исчезнувших деревень. На них постоянно будут транслироваться интервью тех, кто жил там когда-то: исчезнувшие деревни воплотятся хотя бы в виртуальном пространстве, обретут голоса и лица.

Личное-важное

Идея музея исчезнувших деревень вызывает одинаковую реакцию во всех уголках страны, где бы Александр Юминов о нем ни рассказывал: восторг и желание создать у себя такой же. Тема исчезнувших деревень – не удмуртская, не поволжская, а общероссийская, и связана она с судьбой и памятью многих поколений, касается миллионов людей. В Удмуртии к проекту уже готовы присоединиться дебесцы – сейчас они размышляют, как сделать Музей исчезнувших деревень Дебесского района частью Музея Сибирского тракта. Александр Юминов говорит: «Я убедился, что этот проект важен для всей страны. Он может стать тем самым ключом к национальной памяти, который мы сейчас так усиленно ищем. Когда дело касается наших семей, наших близких людей, история перестает быть отвлеченным набором дат и событий, становится чем-то очень личным и важным. Сохраняя память об исчезнувших деревнях, мы удерживаем в себе историю России».

Фото автора.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут