На манеже ижевского цирка работают самые опасные хищники – белые медведи

10 июня 2015
0

Увидеть в цирке северных гигантов - белых медведей, удается нечасто: они почти не поддаются дрессуре. Но заслуженная артистка РФ Юлия Денисенко и Юрий Хохлов нашли к этим животным особый подход и создали единственный в современном мировом цирке номер с их участием.

Dsc 8792 На манеже ижевского цирка работают самые опасные хищники – белые медведи

Он и дал название программе «Большой цирк с белыми медведями», премьера которой состоялась в Ижевске.

Белые, пушистые и очень опасные

Появление четырех белых медведиц на манеже публика встречает аплодисментами, и они не смолкают в течение всего номера. Невероятной кажется та легкость и естественность, с которой огромные звери кувыркаются, встают на задние лапы, танцуют и ползают по-пластунски, играют с дрессировщиками в мяч и изображают оркестр с дирижером. Когда одна из медведиц «солирует», остальные с удовольствием грызут печенье, катаются на животах по гладкому покрытию манежа, как по льду, кокетничают, пряча черные носы в огромных пушистых лапах и ластятся к дрессировщикам, как гигантские котята.

Дрессировщик Юрий Хохлов объясняет:

-Мы с Юлией поддерживаем европейский стиль дрессуры. Он заключается в том, что животные не делают ничего, что не свойственно им в природе: не ходят по проволоке, не крутят огненные булавы, лежа вверх ногами, не ездят на велосипеде. То, как они играют с мячом в нашем номере, похоже на забавы медвежат с разными предметами. На задние лапы при необходимости медведи поднимаются и в дикой среде: у них превосходный баланс. Полярники часто видят, как белый медведь «танцует вальс», разглядывая что-то на линии горизонта. Кроме того, для нас было важно, чтобы на манеже медведи выглядели обаятельными, а не угрожающими. В нашем номере нет ни одного трюка, в котором они должны демонстрировать грозный рык или ту стремительность, с которой охотятся.

-Почему же ваши «белые и пушистые» артистки работают за металлической сеткой, тогда как бурые медведи вступают на открытом манеже?

-Нужно помнить, что созданный нами образ больших меховых добряков во многом обманчив. Белый медведь считается самым опасным хищником из живущих на земле. Он намного агрессивнее бурого медведя, а при необходимости справляется и с «большими кошками» - тиграми и львами. Если вывести к публике белого медведя и не защитить зал сеткой, то трагедии не избежать. Чужаков белые медведи воспримут как законную добычу, и даже мы не сможем их остановить.

Опасной может оказаться и их стычка друг с другом. У белых медведей очень сложные характеры, они одиночки по природе. В их естественной среде обитания каждая взрослая особь контролирует территорию в несколько квадратных километров, на которую не пускает конкурентов. Даже медвежата сразу после того, как медведица прекратит кормить их молоком и даст первые уроки охоты, беспощадно изгоняются с ее территории и вынуждены искать среди бескрайних снегов собственное пространство для жизни. Выходя на манеж и видя «соперниц» на этом маленьком пятачке, медведицы часто пытаются напасть друг на друга. Наша задача сделать так, чтобы зритель не заметил этого напряжения, создать впечатление, будто эти медведи - закадычные друзья.

-Получается, вы подвергаете себя огромному риску, и с гораздо меньшей защитой, чем мы привыкли видеть. За защитной сеткой не стоят ассистенты с баграми или шлангами, готовыми дать мощную струю воды - вы с Юлией можете полагаться только на себя. Неужели не страшно?

-У нас нет возможности пугаться. Если мы запаникуем и потеряем контроль над ситуацией, нам на помощь не придет никто. Эта ответственность за успех каждого выступления мобилизует все силы, все внимание. Успокаивает то, что мы с Юлией для наших медведиц - давние знакомые, заслужившие у них авторитет. Сейчас они чаще бросаются друг на друга, чем на нас. И в таких случаях мы становимся между ними, закрываем собой того медведя, который подвергается нападению.

Но приходится признать: в мировом цирке за всю его историю существовали считанные единицы аттракционов с белыми медведями из-за того, что эти животные опасны, агрессивны и сложно поддаются дрессировке. И летопись цирка подтверждает неумолимые факты: все дрессировщики, работавшие с белыми медведями, закончили плачевно. Но для нас это не повод отказываться от работы с ними. Я бы сравнил нашу дрессуру с трудом шахтеров: их работа чрезвычайно трудна, и каждый раз, опускаясь в шахту, они не уверены на сто процентов, что поднимутся в конце смены на поверхность. Рискуют каждый день, не делая из этого трагедии или подвига. Так и мы, заходя в клетку к медведям, трезво оцениваем шансы выйти из нее невредимыми как «пятьдесят на пятьдесят». Страховкой для нас может быть повышенное внимание к нашим животным, изучение их характеров, умение отследить тот момент, когда зверь становится неуправляемым.

-Каковы же их характеры?

-У каждой - особенный. Ума задиристая и непредсказуемая: бывает, задирается сама, но при этом терпеть не может, когда к ней заходят со спины. Дора - рассеянная: может с радостью выйти на манеж, а там забыть свой трюк. Тогда она беспомощно крутит головой и ждет от нас подсказки. Мотя в полной мере осознает себя звездой. Она должна первая получить угощение, первой пойти купаться, иначе страшно обидится. Кнопа - невероятный талант и умница, все схватывает на лету. Но именно в отношении ее мы дольше всего сомневались, сможет ли она показывать все свои умения на манеже, потому что характер у нее с самого детства бойцовский. Им уже почти по 20 лет, и рассказывать о них мы можем бесконечно. Но лучше ведь один раз увидеть, чем много раз услышать…

Эффектнее, чем в кино

Остальные номера программы «Большой цирк с белыми медведями» по сложности и воздействию на зрителей под стать заглавному. В шоу принимают участие выдающиеся российские артисты, работающие в разных жанрах. Многие из них являются обладателями высших наград крупнейших международных цирковых фестивалей.

Акробаты-вольтижеры под руководством заслуженного артиста России Владимира Вавилова недавно пополнили свою коллекцию международных наград специальным призом циркового фестиваля в Монте-Карло. Ижевские зрители могут убедиться, что высочайшие оценки их мастерства заслуженны. На манеже акробаты появляются в строгих черных костюмах и темных очках, двигаются пластично и будто в замедленной съемке - кажется, что зрители попали на тренировку агентов из фильма «Матрица». Но если киногерои демонстрировали невероятные прыжки преимущественно с помощью компьютерной графики, то акробаты Вавилова делают все это «вживую». С каждой минутой они наращивают сложность прыжков, завершая каскад трюков тройным сальто-мортале. На такой «смертельный номер» способны всего несколько исполнителей в мире.

Акробат на катушках Илья Проценко балансирует на восьми цилиндрах, которые покачиваются под ним, создавая подвижную, кажущуюся ненадежной, опору. Каждую секунду зрители ожидают, что сверкающие катушки разлетятся в разные стороны, но артист отточенными движениями заставляет эту шаткую конструкцию сохранять равновесие.

Оригинальный жонглер Денис Чиндяскин отбивает по десятку мячей одновременно от особой сцены, похожей на распустившийся цветок. Публика едва успевает следить за его руками, с такой скоростью он управляется с мелькающими мячиками. Артист не останавливается, даже растягиваясь между «лепестками» сцены в полном шпагате.

Роман Бойко, которого представляют как клоуна Роба, приводит зрителей всех возрастов в восторг не только остроумными репризами, но и номерами в оригинальных жанрах. В номере «Кубический синдром» он мастерски преодолевает законы гравитации в работе с разноцветными «кирпичами», складывая их в стопку, но не вертикальную, а горизонтальную.

Сюрприз от верблюдов

Звездами программы становится еще одна пара - Ирина Володина и Владимир Борисов. Артисты представляют два впечатляющих номера. В жанре «трансформация» они за считанные секунды меняют не только наряды, но и манеру поведения. Они кажутся то обольстительными, то беззаботными, то романтичными, то неприступными. Этот номер, носящий название «Парижское кафе», становится метафорой взаимоотношений мужчины и женщины, в которых оба постоянно меняются, чтобы раз за разом очаровывать партнера, подстраиваются друг под друга, не теряют вкуса к приключениям.

Второй номер Ирины и Владимира - дрессура верблюдов. И поверьте, такими «кораблей пустыни» мы на манеже еще не видели. «Обычно номера с верблюдами выдержаны в томной, слишком серьезной, помпезной восточной стилистике. Нам хотелось внести в номер долю юмора и показать, насколько стремительны могут быть эти животные, какая у них превосходная реакция и насколько широкий диапазон возможностей. О создании своего номера рассказывает Ирина Володина:

-Наши верблюды могут не только горделиво вышагивать по кругу, но и весьма лихо передвигаться «ползком» на передних коленях, выполняют апортировку, снимают с человека пиджак.

Кроме того, дрессировщики представляют трюки, которые не увидеть ни в одном другом номере. Их четвероногие артисты идут по узкому бортику манежа (для верблюда это все равно, что идти по канату), а в завершении номера ложатся на манеж, вытянув длинные ноги.

-Даже домашние верблюды никогда не лягут на бок рядом с человеком, потому что в этой позе они чувствуют себя совершенно беззащитными. Чтобы они сделали это на манеже, на глазах сотен зрителей, мы в течение года завоевывали их абсолютное доверие. Убеждали, что не обидим их ни в коем случае, - приоткрывает секреты мастерства дрессуры Владимир Борисов.

Увидеть эту программу, способную поменять представление о человеческих возможностях и разрушить стереотипы о животных, можно в Государственном цирке Удмуртии до 5 июля.

Фото: Наталья СМЕТАНИНА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут