Независимый театр становится визитной карточкой Ижевска

26 ноября 2014
0

Этой осенью «лабораторный» спектакль стал триумфатором международного фестиваля, а работа любительского театра может попасть во внеконкурсную программу «Золотой маски».

0 image 16378 1 Независимый театр становится визитной карточкой Ижевска

Как бы неприятно это ни было, с сожалением приходится признать, что Удмуртия долгое время существовала вне глобальных театральных процессов. Иллюстративная классика и непритязательные комедии ставились здесь крупными официальными театрами так, как будто в последние десятилетия не развивался новый театральный язык, не была освоена интонация «новой искренности», позволившая приблизить сценическое пространство к реальности за стенами театра. Авторский театр «Парафраз» в Глазове, первым начавший работать с современной актуальной драматургией, освоивший технику документального театра «вербатим» и сделавший это не формально, а удивительно органично, каждый сезон показывающий свои спектакли на крупных фестивалях и почти всегда получающий за них награды, был больше известен в Москве, чем в Ижевске.

В столице Удмуртии между тем сформировалось поколение, осознанно игнорирующее «официальный» театр, поскольку транслируемые им образы и интонации казались молодым людям, воспитавшим свой вкус на хорошем авторском кино и современной литературе, и, что еще важнее, наблюдающим и анализирующим происходящее вокруг, чем-то искусственным, нарочитым, не имеющим отношения к их проблемам и способам познания мира. Говоря проще, на спектаклях ижевских профессиональных театров не происходило подспудного диалога персонажей и молодых зрителей, все разыгрываемое на сцене было просто «не про них» и не про ту жизнь, которую они знают. Перелом случился буквально два года назад, когда в Русском драматическом театре состоялась первая в республике Лаборатория современной режиссуры и драматургии, на которой зрители в читках и эскизах знакомились с пьесами Сигарева, Клавдиева, Яблонской, МакДонаха, и в то же время любительский театр Les Partisans буквально вышел из подполья и начал регулярно играть свои немногочисленные на тот момент спектакли.

Обновление

Эти ростки дали обильные плоды. Результатом режиссерской лаборатории стало появление в Русском драматическом театре спектакля «Человек-подушка» по пьесе ирландского драматурга Матртина МакДонаха – спектакля резко контрастирующего со всем, что идет на этой сцене, - и по эстетике, и по тематике, и по способу актерского существования. И публика на него пришла новая для этого театра – те, кого несколько пренебрежительно сегодня называют «креативный класс», но кто до сих пор воспринимает искусство, создаваемое в России, в контексте всей мировой культуры, не делая скидок на то, что «ну мы же провинция». А Les Partisans, играющие каждый свой спектакль на битковых аншлагах, получили помещение в филармонии, организовали Центр современной драматургии и режиссуры (ЦСДР) и тут же перешли в режим еженедельных показов и читок. На их спектакли записываются по интернету и телефону (иначе не попасть), ходят по нескольку раз, с горящими глазами обсуждают как самое актуальное явление культурной жизни в городе. «Партизаны» собирают публику, которая впервые поверила словам, произнесенным со сцены, потому что наконец совпали и интонация, и проблематика. «Характеры, фразы, места узнаваемы, все родное, и хочется плакать от такой реальности», «…такое эстетическое удовольствие я давно не получала! Какие они крутые! Как они умеют играть! Как будто и не играют, будто на твоих глазах идет жизнь людей. Без всякого пафоса. Болтают между собой точно так, как в жизни. И мне хочется и на удмуртском языке смотреть такие же постановки», - эти отзывы о спектакле Les Partisans в интернет-блогах точно отражает, что ищут зрители новой генерации в театре и чего не находят на академических сценах Ижевска. Конечно, можно было бы говорить о том, что эти театральные эксперименты адресованы лишь небольшой части публики (остальную устраивают привычные «петросянистые» комедии и патетические мелодрамы в нарочито пышных и «роскошных» декорациях), что в желании встретиться со «своим» театром молодые неискушенные зрители чрезвычайно снисходительны к профессиональным шероховатостям их любимых постановок. В самом деле, «Человека-подушку» поставил молодой питерский режиссер Дмитрий Удовиченко, на момент репетиций еще бывший студентом (спектакль стал его дипломной работой) – интуиции и проб тут и вправду больше, чем зрелого мастерства. А «партизане» и вовсе «самодеятели»: актерскому ремеслу не учились, со сценографией работают по наитию и по возможностям (финансирования у любительского театра нет), режиссуру и художественное руководство взял на себя бесконечно увлеченный театром, но не имеющий соответствующих корочек Павел Зорин – профессиональный архитектор. Но, как подтверждает практика, сегодня умение слышать пульс времени не менее важно, чем владение ремеслом.

Победы

Думается, что все же не случайно, а совершенно закономерно именно «новый» театр из Ижевска выходит за пределы республики, представляет его в культурном пространстве страны и мира.

В октябре 2014 года ижевский спектакль «Человек-подушка» стал одним из главных триумфаторов Первого международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми. В конкурсных показах принимали участие театры Германии, Австрии, Великобритании, Польши, Боснии и Герцеговины, Чехии, Азербайджана и России (в том числе питерский БДТ и московский МХТ). И все же приз за лучший режиссерский дебют получил поставивший ижевский спектакль Дмитрий Удовиченко, а приз за лучшую мужскую роль – исполняющий роль Катуряна Михаил Солодянкин. Эксперт Национальной театральной премии «Золотая маска», эксперт макдонаховского фестиваля Александр Вислов (Москва) резюмировал тогда: «Вы превзошли мои ожидания, потому что я не ожидал такого уровня от Ижевска – города, который в театральном мире не на слуху. На мой взгляд, работа Солодянкина совершенно грандиозная, за ним интересно следить каждую секунду. Перед нами был абсолютный Катурян –человек, который, действительно, может работать на скотобойне , при этом быть писателем, человек, который готов пожертвовать жизнью, для того чтобы сохранить свои произведения…».

Премьерный спектакль прошлого сезона театра Les Partisans «Колбаса/Фрагменты» этой осенью получил не менее высокие оценки профессионального сообщества, став обладателем Гран-при VII Международного фестиваля любительских театров «Театр начинается» в Санкт-Петербурге. Петербургский театральный критик, член жюри феста «Театр начинается» Александра Никитина отметила, что спектакли фестиваля, и, разумеется, «Колбасу…» отличают «осознанность поиска уникального авторского ключа к материалу, невыдуманная органичность сценического языка, вытекающая из особенностей коллектива, и пристальное неравнодушное внимание к своей аудитории». Один из крупнейших театральных критиков страны Григорий Заславский говорил о том, что в «Колбасе» есть «замечательное редкое сочетание очень детальной, подробной, бытовой жизни в ее каких-то мелочах, в грязи, в сморкании, в тошноте и прочем – с абсолютным ощущением, что мы имеем дело с эпическим произведением». Театровед, редактор «Петербургского театрального журнала» Евгения Тропп замечает, что при всем мраке и ужасе рассказанной в «Колбасе» истории, в спектакле найдена гармония условного и безусловного, грубого и поэтического понимания человеческой души, особенностей существования современного человека и национального духа.

Это уже плюс

В конце ноября «Колбаса/Фрагементы», который до сих пор игрался на импровизированной малой сцене филармонии или на гастрольных и фестивальных площадках (спектакль уже был представлен на «Коляда plays» в Екатеринбурге, на гастролях в Глазове и Уфе) впервые был показан на большой сцене – в Национальном театре УР. Дело было и в попытке выйти на новую аудиторию, и в желании показать спектакль с профессиональным освещением и звуком Кристине Матвиенко, куратору «Маски плюс» - внеконкурсной программы крупнейшего и самого весомого в стране театрального фестиваля «Золотая маска». В показы программы «Маска плюс» попадают спектакли «неформатные», чаще всего сделанные молодыми режиссерами и начинающими труппами, но выразительно иллюстрирующие, какими путями может развиваться современное сценическое искусство. В этом году «Маска плюс» обращает особое внимание на спектакли по современной драматургии с этнической тематикой. И «Колбаса/Фрагменты» в этом ряду оказалась спектаклем особенным. По словам Кристины Матвиенко, практически все отсмотренные ей в разных городах страны спектакли на этническую тематику были сделаны на основе старых мифов, сказок, фольклора, а ижевский спектакль, сохраняя в себе мощное этническое начало, «говорит с современным зрителем через современный текст». Для провинциального театра участие в крупном статусном фестивале, пусть и во внеконкурсной его программе, часто становится пропуском к новым возможностям: к ним внимательнее начинают относиться в родном регионе, местные чиновники получают достаточное основание для помощи с постоянной для независимых театров проблемы репетиционной и игровой площадки. Для самого театра участие в «Золотой маске» - это возможность сравнить свою работу с лучшими творческими коллективами страны, обнаружить единомышленников, которые могут работать где-то на другом конце России, будучи уже в своей провинции таким же «неформатом».

Но независимо от того, будет ли спектакль отобран в программу «Маска плюс» (это станет известно в декабре), Ижевску стоит иметь в виду: это очень серьезная художественная заявка, важное театральное событие и просто очень хорошо, честно, с живой естественной интонацией сыгранный спектакль, в котором высокой оценки заслуживает и работа режиссера, и большинство актерских работ.

Театральный деликатес

Спектакль по пьесе сарапульчанина Валерия Шергина и в самом деле неожиданен и непривычен для ижевской сцены и по форме, и по языку, и по затрагиваемым темам. Из коротких фрагментов-зарисовок «Колбасы» возникает объемная история современной многонациональной деревни в Удмуртии и ее жителей, которые, несмотря на то, что обзавелись сотовыми телефонами и поставили на дома тарелки спутникового телевидения, не избавились ни от старых предрассудков, ни от темного, насквозь языческого мистицизма. В живых и естественных диалогах и монологах можно уловить, кажется, все приметы типичного провинциального мировоззрения. Тут и неосознаваемый бытовой национализм: татары хитрые, а с вотяками знаться нельзя – отцы не знались, нас этому учили, и мы своих детей так же учить будем. И двойная мораль: сыну отец семейства объясняет, что с ровесником-вотяком лучше не дружить, а сам заводит роман с удмурткой. И отчаянная тоска от нескладной жизни, которая прорывается на нетрезвую голову (Отец, который выплакивает свою боль поросенку в загончике, кажется родным непутевым братом чеховского мужика-извозчика, делящего свое горе с кобылой). Персонажи «Колбасы» кажутся документальными, так точно Шергин ухватил повадки и реакции, характерные словечки и прибаутки деревенских жителей, а актеры театра обжили их как старые рубашки – ближе к телу чем этот говор, эти интонации и жесты уже быть не может. И уже не знаешь, отчего шаманский заговор, который читает в полутемном свинарнике молодая девушка Катя, кажется более страшным: оттого, что ритуальная соломенная кукла «на отворот» похожа на крест, а в заговоре звучит «Аминь», или оттого, что молодая актриса Анна Богданова так пугающе органична, заклиная почти в трансе, низким голосом, с расширенными от ужаса совершаемого зрачками и поднимается откуда-то с самого дна страшная языческая мощь этой земли.

После этого сцена убийства поросенка (сделанная режиссером подчеркнуто деликатно: зрители видят только реакцию Отца и Жениха, с тяжестью глядящих на свои окровавленные руки) воспринимается уже не как обычный в деревне забой скота, а как страшное жертвоприношение, как последний шаг – магией крови скрепить разрушающуюся семью. Все события «Колбасы», растянувшиеся на много месяцев, происходят на фоне застолья: здесь дружно замахивают стопку за стопкой, формально отсчитывая проходящие месяцы. Точно с такой же механической интонацией они произносили бы тосты «за здоровье», «за достаток»… Они не смотрят друг другу в глаза, но все будто отягощены общим грузом бытового и культурного опыта. Раз за разом возникает мотив трех удмуртских свадеб: рождения как свадьбы с этим миром, брака как союза мужчины и женщины и смерти как венчания с загробной жизнью. И после открытого финала каждый из зрителей волен решить, как принимать эту историю – как актуальное размышление на тему этнического самосознания современного человека (о том, какие конфликты она создает в обществе и в сознании самого человека), или новое воплощение удмуртского эпоса. «Такого театра мало, но за ним будущее», - повторяет Кристина Матвиенко.

Перспектива

Вливание современного театра в культурную жизнь Ижевска, между тем, уже не остановить. Отстав в развитии театральной эстетики и независимого театра от крупных театральных центров вроде Екатеринбурга, Перми, Новосибирска и ряда других городов лет на десять, он уже не кажется застрявшим в нафталине безнадежно. В ноябре на сцене самого, пожалуй, консервативного театра города, Национального драмтеатра УР, состоялась премьера спектакля «Гипноз но ватоз» по пьесе современного драматурга Василия Сигарева «Детектор лжи» в постановке Павла Зорина. Театр Les Partisans и ЦСДР под его же предводительством получили пространство в Арт-резиденции около Центральной площади – скорее репетиционное, чем игровое, и нуждающееся в ремонте, но лиха беда начало. Будучи профессиональным архитектором, Павел Зорин по собственной инициативе сделал проект реконструкции исторического здания – «Дома Лятушевича». Этот объект культурного наследия федерального зачения сейчас находится на балансе Национального музея УР и пустует, но мог бы стать очень хорошей камерной театральной площадкой. И этот проект, и заинтересованность в здании любительского (в самом высоком и важном значении этого слова) театра сейчас рассматриваются на уровне министерства культуры республики.

Фото: www.izh.ru

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут