Новая музыкальная столица Удмуртии

16 октября 2013
0

Говорят, что удмурты – очень музыкальный народ. Но когда в деревне из двухсот с небольшим семей обнаруживаются три прекрасных, самобытных музыкальных коллектива, это исключительная даже для удмуртской традиции ситуация.

P1500592 Новая музыкальная столица Удмуртии

Именно такую концентрацию людей не просто музыкально одаренных, но заполняющих каждую свободную минуту своей жизни пением, танцами, игрой на инструментах, обнаружили авторы проекта «Бобья-Уча contempo» в деревне Бобья-Уча.

Дело было в Бобье-Уче

О том, что в Бобье-Уче уже четверть века существует уникальный не то что по российским, а по мировым меркам ансамбль гармонисток «Арганчи», инициатор проекта, директор компании «Кама рекордз» Александр Юминов знал. И когда подавал заявку на грант Президента Российской Федерации на поддержку своего проекта «Бобья-Уча. Contempo», одним из пунктов реализации проекта предполагал запись компакт-диска для этого коллектива и выпуск сборника ремиксов на их мелодии.

Но когда проектная группа начала работать в деревне, обнаружилось, что там уже давно существуют еще два интереснейших фольклорных коллектива, которые безусловно заслуживают того, чтобы их искусство было зафиксировано, сохранено и вышло бы за пределы Бобьи-Учи. Это ансамбли «Вубурчин» и «Буби гуръёс».

«Вубурчин» - это исключительно обаятельное соединение традиционного удмуртского фольклора и духа старой, еще послевоенных лет, советской песни. Что-то подобное могли бы исполнять на вечере в сельском клубе герои фильма «Дело было в Пенькове», если бы авторам фильма вздумалось перенести действие картины из русской деревни в удмуртскую. Здесь вместе поют исполнительницы разных возрастов, но, родившиеся и выросшие в одном культурном пространстве, они не испытывают не малейшего конфликта поколений. «Вубурчин» - тот счастливый пример, на котором можно изучать, как естественно, с уважением, музыкальная традиция передавалась от поколения к поколению, вбирая черты нового времени постепенно, эволюционировала, но избегала революций.

А в «Буби гуръёс» пожилые жительницы деревни исполняют древние обрядовые песни, традиционные для удмуртов Малопургинского района, вероятно, так же, как пели их сто, а то и двести лет назад. Средний возраст участниц ансамбля перевалил за 70 лет, но их пение до сих пор имеет какую-то удивительную силу и в корне отличается от тех напевов, которые предлагает более молодое поколение исполнителей, смешивающих манеру пения обрядовых песен с эстрадным стилем.

С мира по рублю

Александр Юминов рассказывает: «Когда мы услышали все коллективы, поняли, что записывать и издавать нужно их все. И для презентации деревни Бобья-Уча мировому сообществу это было бы более правильным ходом: дать людям, далеким от удмуртской деревни, ощутить, насколько здесь интенсивная внутренняя культурная жизнь. Но грант предполагал совершенно конкретную сумму финансирования, и после того, как мы подготовили к изданию диск ансамбля «Арганчи», средств на запись и издание диска «Буби гуръёс» уже не было».

И тут к истории подключились фотографы из Московской школы им. Родченко, которые уже были знакомы с деревней. Они предложили собрать деньги на выпуск диска с помощью краудфандинга. В Ижевске эта система, давно и успешно практикуемая в Европе, до сих пор не использовалась, хотя, как считают многие менеджеры культуры, именно она объективно дает понять, какие именно культурные продукты нужны сегодня зрителям и слушателям. Суть краудфандинга в том, что за определенный срок через Интернет нужно собрать заданную сумму, необходимую на реализацию того или иного культурного проекта. Если к установленной дате до необходимой суммы не добирается хотя бы несколько рублей, все средства автоматически возвращаются на счета жертвователей, а инициатор сбора не получает на свой проект ни копейки. Интернет-сообщество таким образом дает понять, что предложенный проект не слишком интересен и не стоит поддержи. Но если заявка убедительна, если она вызвала интерес и симпатию, а заявленная сумма собрана, то она отправляется на счет проекта, чтобы он был реализован.

Именно на такую публичную оценку был вынесен проект записи диска для ансамбля пожилых женщин из деревни Бобья-Уча. К заявке на сбор средств прилагался ролик, на котором «Буби гуръёс» поют один из старинных напевов. Это была запись, сделанная в доме одной из участниц ансамбля, бабы Зои: бабушки пели летом, у открытого окна. И на записи хорошо слышны не только их голоса, но и крик петуха во дворе, и звяканье блюдец на накрытом столе. На коротенькой записи зазвучала деревня 21 века – такая, как она есть, до сих пор в чем-то не отличимая от деревни начала 20 века. И интернет-пользователи поддержали проект! «Когда я услышала эти голоса, и пение петуха где-то вдали, слезы сами навернулись на глаза, и все воспоминания детства будто разорвались в сердце болью и радостью. И в ту же минуту я поняла, что поддержу этот проект», - написала одна из участниц сбора денег.

Вместо 40 тысяч рублей, которые планировалось собрать за месяц, всего за 3 недели было собрано 48 тысяч: слышать профессионально записанный ансамбль удмуртских бабушек хотели люди из разных уголков мира. Перечисления на счет будущего диска шли из Франции, Финляндии, Эстонии, Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов России. Резонанс от сбора средств достиг бизнес-кругов Удмуртии, и «Кама рекордз» получила дополнительное финансирование от предпринимателей. В итоге запланированное скромное издание двух пластинок превратилось в выпуск внушительного бокс-сета из пяти дисков. Кроме альбома гармонисток «Арганчи» и ремиксов на них, в подборку музыки, представляющей Бобью-Учу, вошли диски «Буби гуръёс» и «Вубурчин», а также сборник в формате DTS, позволяющий слушать запись на современной аппаратуре с пятью динамиками.

Бокс-сет не просто представляет богатую и яркую палитру музыкальной жизни одной удмуртской деревни, но и, благодаря включению в подборку альбома ремиксов, демонстрирует, как традиционная культура воспринимается актуальным искусством. «Благодаря проекту ремиксов культура деревни проникла в те области сугубо городской культуры, в которые другими путями она проникнуть не могла, -убежден Александр Юминов. - Ремиксы на композиции гармонисток написали музыканты из Англии, Испании, Москвы, Екатеринбурга, Ижевска и даже из Алнашей. Некоторые из них (прежде всего, европейские) - подчеркнуто театральны, вычурны, адресованы людям с большим слушательским опытом, другие – прямолинейные, подгоняющие композиции под стандарт дискотек и понятные самой широкой аудитории. И я думаю, что элитарным, изысканным музыкантам из Европы, пишущим эмбиент и индастриал, пришлось проделать большую эмоциональную и интеллектуальную работу, чтобы сблизить миры современной электронной музыки и ансамбля гармонисток. Так что это обоюдовыгодная работа: деревенские гармонистки услышат, как их мелодии могут звучать в преломлении современной городской культуры, а европейские музыканты получили для своих творческих экспериментов роскошную фактуру, какой у них, «варящихся» преимущественно в урбанистической культуре, до сих пор не было».

Симфония для сельского клуба

На этом музыкальные эксперименты, площадкой для которых стала Бобья-Уча, не закончатся. На 2014 год Александр Юминов планирует осуществить в деревне еще два проекта. Для первого должны объединиться молодые музыканты из разных стран мира (Англии, Австрии, Испании). Им будет предложено переосмыслить традиционную удмуртскую культуру в своих сочинениях. А видеохудожники из Москвы и Ижевска сделают к этим музыкальным произведениям авторские фильмы.

Второй проект и вовсе показался бы фантастическим, если бы в Бобье-Уче уже не произошло все то, что сделало ее особой точкой на карте Удмуртии. В начале года в деревню приезжал молодой парижский композитор Кристоф Арфан, который искал в удмуртской глубинке новые музыкальные идеи. И, судя по всему, его поиски были не напрасными. Сейчас он пишет масштабное сочинение в ключе европейской академической традиции, но при этом вдохновленное народной удмуртской культурой. Завершив работу, он начнет репетиции со своими парижскими друзьями-музыкантами. А здесь, в Удмуртии, партитуру будут разучивать участники симфонического оркестра республиканского музыкального колледжа.

В следующем году они соберутся вместе и сыграют эту музыку в Бобье-Уче – в зале сельского клуба, каждое кресло которого к тому времени превратится в авторское произведение искусства. Гармонии и ритмы, которые жителям удмуртской деревни привычны в самом «простом» исполнении, зазвучат в сложной оркестровой музыке, в исполнении 40 академических исполнителей. Деревня станет эксклюзивным местом исполнения крупного музыкального сочинения. Александр Юминов объясняет: «Произведение Кристофа Арфана для симфонического оркестра прозвучит именно и только в Бобье-Уче. Если ижевские меломаны захотят услышать живое исполнение этой музыки, они должны будут отправиться в деревню. И это очень важный момент: нельзя игнорировать тот факт, что народная культура питает все мировое искусство. И услышать, до каких высот может подняться традиционная культура в осмыслении талантливого человека, на той земле, которая этого человека и вдохновила, кажется нам правильным. И, конечно, Бобья-Уча со всей ее творческой энергией стоит этого подарка».

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут