Одна картина – множество смыслов

28 марта 2017
0

Посетители экспериментальной выставки в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств сами могут стать художниками.

S Одна картина – множество смыслов

В УРМИИ зрителям предлагают пройти теми же «путями и тропинками», которыми шли в свое время отечественные и европейские мастера живописи XVIII-XIX веков.

От наблюдения к сотворчеству

В Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств начал работу экспериментальный проект «Пути и тропинки» в рамках Лаборатории художественного музея «Корневая система». Его главная задача – изменение отношения зрителей к изобразительному искусству с пассивного (простого созерцания) на активное (осознание роли искусства в осмыслении жизни и ее актуальных проблем, обнаружение резонанса между внутренним миром художника и его собственным, зрительским, внутренним миром и, в конце концов, превращение зрителя в со-творца, деятельного участника творческого процесса).

«Пути и тропинки» проведут посетителей музея через три выставки одной картины, на которых будут представлены шедевры живописи XVIII-XIX вв. из коллекции УРМИИ. Каждая из моновыставок будет действовать месяц, таким образом, начавшись в мае, проект продлится до начала лета.

Первый взгляд на картину

На первой выставке одной картины, которая уже открыта в музее, представлен фламандский натюрморт неизвестного автора XVIII века «Мясная лавка». Несмотря на то, что центром проекта стало всего одно полотно, выставка заняла два музейных зала.

Блестящая работа неизвестного автора XVIII века позволила сотрудникам УРМИИ и с максимальной подробностью поговорить об особенностях натюрморта как жанра философского высказывания, связывающего материальный мир и мир идей, смыслов, и подтолкнуть зрителей к тому, чтобы те сами определили место натюрморта в сегодняшней жизни.

«Мясная лавка» – одна из первых работ, поступивших в музей сразу после его открытия в 1980 году. Директор музея Вера Вахрушева говорит: «Это один из безусловных шедевров нашей коллекции – такой картиной по праву мог бы гордиться музей любого уровня. Например, работы голландских живописцев XVIII века составляют важную часть собрания Эрмитажа». На ней изображен стол, так щедро заполненный овощами, фруктами и дичью, что столешница почти скрыта под ними. Дары природы и голова кабана заполняют нижнюю часть картины. На подвесе над столом закреплены тушки птицы. Среди этого изобилия царит величественная женщина, ее одежда задрапирована так, что становится похожа на античный хитон. Ее рука почти касается края картины, а взгляд устремлен за ее пределы. Несмотря на присутствие на полотне человеческой фигуры, картина остается натюрмортом, а не портретом или жанровой сценой, поскольку именно в символике мясного, фруктового и овощного изобилия скрывается ее аллегорический смысл.

Одна из загадок картины – зигзагообразный шов по ее правому краю. Это след реставрации, которая была сделана на родине полотна в XIX веке. Возможно, первоначально картина была большего размера, а композиция – иной.

Как «прочитать» картину

Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в Нидерландах на рубеже XVI и XVII вв., с наступлением эпохи барокко, а XVII век стал его золотой порой. Фламандский натюрморт полон жизни – он превозносит изобилие и плодородие, поет многоцветный гимн полноте и разнообразию бытия. Плоды (овощи, фрукты, ягоды) на нем налиты соком, тушки птиц и рыб жирны, все теснится, грозясь перевалиться за край картины, как на раблезианских застольях.

«Мясная лавка» из фондов УРМИИ в этом смысле – безупречный образец фламандского натюрморта. Главное действующее лицо здесь – хозяйка лавки, которую, помня о символизме жанра, нельзя воспринимать только буквально. С большой долей вероятности она воплощает собой образ богини плодородия Цереры. На это указывают и античные черты ее лица, и общая атмосфера картины, далекая от бытовой.

На столе овощи и фрукты, созревающие в разное время – от раннего лета до поздней осени: ни одна настоящая лавка не смогла бы собрать такое изобилие. Но если читать картину как аллегорию, то появляются образы разных частей света, объединенных идеей божественной милости. Мясо здесь напоминает и о смертности всего живого, и о благоденствии, поскольку обещает сытный стол. Этот образ близок христианским идеям необходимой жертвы (а в крайнем изводе – и умерщвления плоти) ради благополучия души.

Каждый отдельный овощ и фрукт, кроме того, имеет собственную символику. Так, спаржа обозначает миролюбие (в средние века ее даже применяли как успокоительное). Яблоко – спасение и искупление (не случайно яблоко часто изображали в руках младенца-Иисуса). Виноград – символ Христа («Я есть виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь», – говорит Он о себе). Тыква – воскресение и спасение. Темная слива – смерть и страдания Христа, а желтая слива – символ христианского милосердия. Вишня – кровь Иисуса, а черешня – райская благодать.

Современники художников эти символы считывали без труда, для зрителя из XXI века «перевод» этого изобразительного языка на привычный затруднен. Выставка одной картины дает возможность сконцентрироваться на символах одного полотна, прочитать всю картину и запомнить ее. Похоже на знакомство со стихами – если прочитать за один раз целый сборник, то останется лишь общее впечатление об авторе и стиле, а если одно стихотворение – то велик шанс запомнить его наизусть.

Вглядываясь и понимая

Авторы экспериментального проекта в музее создали несколько этапов игры, которая позволяет посетителям не только пройти «культурный ликбез», но и буквально почувствовать себя художником. Загадка первоначального вида картины стала поводом для интерактивной игры. В зале напротив полотна поставлен столик художника, где можно попытаться «дорисовать» картину, используя схематичные наброски видимой части натюрморта. В этой части выставки оказались собраны все популярные увлечения современных «потребителей» искусства. На тему картины можно создать забавный «мем» как в Интернете, превратив сюжет в ироничное или просто шутливое высказывание, на ее основе можно нарисовать сцену из комикса, а можно провести время за медитативным раскрашиванием многочисленных элементов картины – не секрет, что раскраски для взрослых стали популярным способом снятия стресса. Наиболее интересные из новых вариантов картины кураторы выставки развешивают на стене напротив оригинала. Здесь уже есть сюжеты, на которых хозяйка лавки протягивает угощение ребенку или коту – пожалуй, главным персонажаммассового сетевого искусства.

Каждый – художник

После того как посетители изучат образную систему эпохи барокко, символы картины становятся паззлами, из которых можно сложить общий смысл высказывания художника. Метафору «сборки» картины из отдельных деталей музейщики продолжили на буквальном уровне – на одном из столов разложены разрозненные элементы картины, которые можно складывать, как обыкновенные паззлы.

Окончательно «присвоив» себе старинный голландский натюрморт со всеми его хитросплетениями образов, формой, служащей опорой для смыслов, зрители могут поставить себя на место художника и создать по тем же принципам уже современный натюрморт в виде инсталляции. Предметы для нее расположены в ячейках на стене зала – здесь и привычные овощи-фрукты (яблоко, лимон, чеснок, артишок, кокос, лук, гранат), и предметы, претендующие на звание символов XXI века вплоть до банковской карты и полиэтиленового пакета. Помещенные в ячейки, как в рамы картин, они уже и сами, представленные в музейном зале, вполне могут считаться произведениями искусства (со времен Марселя Дюшана эта идея уже не кажется провокационной), а могут – инструментами в руках художника, стремящегося к тому или иному высказыванию. На длинных столах в выставочном зале разложены большие белые листы, на которых из предложенных предметов можно составлять собственные композиции. Первый опыт почти для каждого зрителя становится «шутейным» – лимон, цветочную головку, пару яблок и кредитку они кидают на «холст» в случайном порядке, почти не заботясь о ритме цвета и формы, о перекличке символов. Но игра затягивает, и вскоре многие начинают выкладывать осмысленные предметные высказывания. В попытках расположить предметы так, чтобы их соседство приобрело дополнительное значение, какой-то подтекст, зрители (теперь уже соучастники художественного процесса) сталкиваются с необходимостью учитывать правила композиции, визуальный эффект, оригинальность предметной «фразы». И это уже большой шаг к постижению мастерства художника.

Погружение продолжается

Следующими на выставках одной картины появятся «марина» (то есть картина на морскую тему») «Рыбачьи суда» голландца Месдата и жанровая картина русского живописца Винцмана «Иосиф, толкующий сны». Каждая картина в рамках проекта будет представлена так же подробно и с разных точек обзора.


Первая выставка одной картины в России состоялась еще в 1880 году – тогда в Петербурге публике был представлен пейзаж Архипа Куинджи «Ночь на Днепре». С того времени выставка одной картины стала довольно популярной формой «погружения» зрителей в шедевр, на котором галеристы, коллекционеры или художники стремились сконцентрировать общественное внимание. Сама форма такой выставки настраивает зрителя на особенно пристальное созерцание полотна, на попытку извлечь из него максимум смыслов и впечатлений. Если в масштабной экспозиции утомленные впечатлениями зрители могут всего лишь скользнуть взглядом по ряду превосходных работ, перенеся акцент своего внимания лишь на некоторые из представленных полотен, то на выставке одной картины каждая пядь холста будет рассмотрена с неподдельным вниманием – вдруг именно там скрывается ключ к полному пониманию замысла художника.

Фото автора.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут