Открытый занавес. Усидеть на 12 стульях разом

18 октября 2018
0

Мастерская режиссура, яркие роли, головокружительная стихия игры и точная социальная сатира: всё это – в премьере Русского драматического театра по знаменитому роману Ильфа и Петрова.

 dsc3058 Открытый занавес. Усидеть на 12 стульях разом

Для главного режиссёра Русского драматического театра Удмуртии Якова Ломкина «Двенадцать стульев» стали третьим спектаклем на ижевской сцене (в 2016 году он поставил здесь «Чехов. Водевиль. Навсегда…» - макабрический фарс по ранним пьесам Чехова, а весной 2018 года – «отчаянную клоунаду» «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева). Третья работа Ломкина подтвердила авторский стиль режиссёра – внимание к форме, подчёркнутую театральность и даже карнавальность его сценического мира, умное хулиганство, когда за укрупнёнными эмоциями и бравурными жестами внимательный и чуткий зритель может разглядеть отнюдь не клоунские слёзы и живую боль.

Костюмы некоторых персонажей «Двенадцати стульев» напоминают супрематические фигуры с полотен Казимира Малевича. Таким образом режиссёр и художник по костюмам Александра Борк напоминают зрителям о времени создания и действия романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова (он был написан в 1927, а опубликован в 1928 году).

Роль Остапа Бендера стала бенефисной для заслуженного артиста Удмуртии Михаила Солодянкина, который премьерой «Двенадцати стульев» отметил 15-летие службы в Русском драматическом театре. Его Бендер упоён своим авантюризмом, ловкостью и красноречием, он прирождённый шут, арлекин и буквально купается в стихии игры. И при этом он – опасен. Это трикстер, умелый манипулятор, использующий своё обаяние беззастенчиво и расчётливо. Роль Бендера в очередной раз подтвердила, что Солодянкин – артист огромного диапазона (в его арсенале за последние годы – персонажи Пушкина, Чехова, Шекспира, МакДонаха).

Ещё одну центральную роль, Кису Воробьянинова, играет народный артист Удмуртии Николай Ротов. Этой работой он добавил в галерею созданных им образов (предыдущая его большая работа – король Лир в одноимённой трагедии Шекспира) персонаж острохарактерный, марионеточно-разболтанный (и такой же несобранный, зависимый от кукловода внутренне), жалкий и пугающий одновременно. Авантюрой со стульями этот Воробьянинов на какое-то время возвращает себе петушиный задор своей явно неспокойной юности.

Артисты Русского драматического театра свободны от клише, которые навязывает то или иное амплуа: первые красавицы труппы не боятся быть на сцене нелепыми, романтические герои – смешными. Спектакль «Двенадцать стульев» даёт им возможность расширить свою жанровую и стилистическую палитру. Утончённая красавица Екатерина Логинова играет здесь мадам Грицацуеву, и её «знойная женщина – мечта поэта» оказывается чувственной, трогательной и комичной одновременно (Логинова не впервые подтверждает, что она – превосходная клоунесса, достаточно вспомнить травестийную роль Распони в «Слуге двух господ» и Магду в «Пьяных»).

Игорь Василевский, молодой премьер театра, сыгравший в прошлом сезоне Гамлета и короля Лира в юности, в сочном карнавале Ломкина играет сразу несколько женских персонажей, начиная тёщей Ипполита Воробьянинова и заканчивая старухой-дворничихой, и делает это азартно и ярко, щедро одаривая своих героинь мощным темпераментом и утрированными, но всё же узнаваемыми «дамскими» манерами.

Сюжет Ильфа и Петрова, которому в этом году исполнилось 90 лет, в сценической версии Якова Ломкина кажется написанным буквально на днях. Пожилой, растерянный и растерявший себя человек, всё ещё чувствующий себя частью уже навсегда исчезнувшей страны со всем её политическим и социальным укладом. Оборотистый комбинатор-махинатор нового поколения, циничный, жёсткий, быстрый, который измеряет успех в количестве денег. Женщины, видящие свою реализацию в удачном замужестве или модных вещах. Отчаянная погоня за мгновенным, сиюминутным богатством вместо оттачивания мастерства и созидания. Это сатира на типажи и пороки 1920-х или на наши дни? Каждый зритель волен решать сам.

Фото Сергея РОГОЗИНА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут