Победителями IX Международного фестиваля циркового искусства стали артисты из Китая и Кореи

11 марта 2016
0

Более двухсот артистов из 20 стран мира приняли участие в очередном фестивале циркового искусства в Ижевске. Более 15 тысяч зрителей смогли увидеть выступления акробатов, эквилибристов, жонглеров, клоунов и артистов других жанров.

%d0%bb%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%be%d0%b5 %d0%be%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%be Победителями IX Международного фестиваля циркового искусства стали артисты из Китая и Кореи

Вне конкуренции

Нынешний фестиваль оказался единственным за все годы его существования, где за приз, «Золотого медведя», не соревновались дрессировщики. Надо признать, с 2008 года, когда фестиваль стартовал, в его конкурсной программе выступили (и получили заслуженные статуэтки победителей) едва ли не все ведущие дрессировщики постсоветского пространства. Триумфаторами ижевского фестиваля были укротители тигров и львов братья Запашные, артисты Багдасаровы, Виталий Смолянец, Владислав Гончаров и Сергей Нестеров, дрессировщики морских млекопитающих Василий Тимченко, Наталья Майхровская и Салих Гаязов, знаменитые дрессировщики Корниловы, работающие со слонами. Побеждали на фестивале и артисты конного аттракциона. В Европе же цирковая дрессура животных с каждым годом становится все менее востребована, некоторые страны отказываются от нее полностью (уже действует запрет на работу животных в цирке в Великобритании, Болгарии, Боливии, Канаде, Израиле, а в ряде стран, таких как Франция, Швеция, Эстония, Чехия, Финляндия, Словакия, Норвегия, Мальта, Дания и других, значительно ограничен список видов животных, которых можно демонстрировать в цирках), поэтому приезда зарубежных дрессировщиков ждать не приходится. И хотя аттракционы с животными - одна из примет классического российского цирка, каждый номер «золотого» уровня и здесь наперечет.

Зрители все же увидели два блистательных номера с дрессурой - во внеконкурсной программе, потому что состязаться этим артистам можно только с самими собой. Оба они, кстати, представляют направление «гуманной дрессуры», строящейся на доверии и внимании к животным. Народный артист России Николай Павленко создал образ дрессировщика в клетке - к своим питомцам, суматранским тиграм, он выходит без стека или другого орудия наказания, с одной дирижерской палочкой, и добивается от них слаженной артистичной работы. Аттракцион Павленко стал, пожалуй, самой сильной лирической нотой фестиваля. Василий Тимченко, работающий с морскими львами, получил своего «Золотого медведя» на фестивале в Ижевске ровно пять лет назад. С тех пор его программа стала более цельной, зрелой и динамичной: он добивается впечатления, что сами животные провоцируют дрессировщика на новые трюки и явно получают удовольствие от игры в мяч, «слалома» по мокрому манежу и забав с обручами.

Лебединая песня китайских эквилибристов

Победителями фестиваля стали эквилибристы Синьзянской акробатической труппы, представившие номер «Лебединое озеро», посвященный 175-летию со дня рождения Чайковского. Режиссер коллектива Ли Ксининг говорит, что требовала от артистов не только технической безупречности, но и актерской выразительности:

— Пекинский цирк весьма заметно отличается от российского. У нас ставку делают на максимальную сложность и эффектность трюков, добиваются, чтобы зрители ахнули, не веря, что люди способны делать такие немыслимые вещи. Если режиссер в китайском цирке видит, что можно еще немного усложнить номер, он обязательно сделает это. Но при таком подходе артисты оказываются сосредоточены на трюковой части, у них уже не остается резервов для проработки художественного образа. В России же цирк артистичен, поэтичен, здесь добиваются того, чтобы номер запомнился не только сложностью, но и красивой образностью. Создавая номер «Лебединое озеро», я хотела привнести в китайский цирк эту артистичность российского цирка.

Ли Ксининг обратилась к музыке Чайковского, которая популярна не только в странах, представляющих европейскую цивилизацию, но и в современном Китае. Она решила переосмыслить самый, пожалуй, известный сюжет, связанный с музыкой Чайковского, - «Лебединое озеро». В мире сегодня существуют две самые известные балетные трактовки «Лебединого озера». Первая - классическая, где разворачивается драма любви прекрасного принца и девушки-лебедя, где чистую Одетту и ее темного двойника, коварную Одиллию, танцуют балерины в невесомых пачках. Вторая - созданная двадцать лет назад британским хореографом Мэттью Боурном, с невероятным успехом показанная в Европе, Америке и Москве версия, в которой все персонажи-лебеди оказываются мужчинами, а история отношений между Принцем и Лебедем оказывается не столько историей любви, сколько одиночества и поиска родственной души.

Традиционную версию «Лебединого озера» на родине Чайковского, как справедливо посчитала госпожа Ли Ксининг, знают наизусть. Кроме того, в Ижевске уже выступала китайская труппа, представляющая знаменитую цирковую версию того, академического, балета Чайковского (постоянные зрители Государственного цирка Удмуртии наверняка помнят, как изящная артистка в пуантах и пачке танцевала на вытянутой руке и даже на голове партнера). Поэтому в новом номере было решено обратиться к более новаторской версии «Лебединого озера». На ижевский манеж вышли полтора десятка мужчин-лебедей в коротких кюлотах, покрытых бахромой, имитирующей оперение огромных птиц. Они взмахивали руками точно крыльями, их запястья и кисти со сложенными щепотью пальцами превращались в птичьи головы на гибких шеях, крупные шаги повторяли стремительность королевских лебедей. Ли Ксининг добилась от своих артистов действительно превосходной работы над образами. Тем эффектнее оказались трюки, которые выполняли китайские акробаты. Они выстраивались в многоярусные пирамиды с такой скоростью и легкостью, будто и вправду взлетали над манежем птичьей стаей. Их работа поражала не только техничностью, но и уникальным партнерством, когда каждый артист понимает, что от его точности и сосредоточенности зависит баланс живой пирамиды из полутора десятка человек.

Победа над силой притяжения

Единственными конкурентами китайских эквилибристов по части сложности и слаженности командной работы оказались акробаты на подкидных досках из Монголии. Труппа из Улан-Батора показала номер, в котором почти каждую минуту демонстрировала рекордный в масштабе мирового цирка трюк. Даже названия прыжков «шестикратное сальто-мортале» или «пятикратное сальто согнувшись» звучат впечатляюще. На деле же это означало, что акробат зашагивал на край подкидной доски, легонько хлопал себя по бедру, давая сигнал, что готов к прыжку, и тут же на другой край доски-качели обрушивались с высоты два артиста. Подброшенный силой их прыжка акробат взлетал на несколько метров над манежем, и с первой же секунды, что он оказывался в воздухе, на всей траектории полета он крутился и вертелся, прижав колени к груди. То вперед лицом (классическое сальто), то вперед спиной (сальто-мортале). Он казался запущенным в воздух волчком, и было ощущение, что силой своего толчка акробат преодолел силу притяжения - так долго он находился в верхней точке прыжка. В эстетике номера монгольская труппа сделала ставку на национальный колорит: их костюмы напоминали этнические одежды степняков-кочевников, а в музыкальном сопровождении слышалось горловое пение.

Цирк сильнее политики

В этом году в составе жюри произошли изменения. Одним из новых «судей» стал известный европейский менеджер в области циркового искусства, президент швейцарского фестиваля комиков, сын великого Чарли Чаплина Эжен Чаплин. Всю жизнь соприкасаясь с лучшими образцами клоунады, он признает, что сейчас этот вид искусства переживает не лучшие времена - золотая эпоха клоунов, когда артисты «смешного жанра» становились символами поколения, прошли.

— Клоуны как будто «исписались», используют одни и те же репризы. Мне бы хотелось, чтобы своими номерами они рассказывали истории, а не просто веселили публику между номерами других жанров, чтобы были более оригинальны, - признался он.

Своего нового фаворита среди клоунов, принимавших участие в конкурсе, Чаплин не нашел. Свой специальный приз, статуэтку Чарли Чаплина он вручил… основателю и директору нашего фестиваля Дмитрию Иванову - за верность искусству цирка и смелость не оставлять этот грандиозный по масштабу и затратам проект в непростое время.

У Иванова между тем продолжение фестиваля не вызывает сомнений:

— Мы каждый день удивляемся, что в нынешней экономической и политической ситуации вообще проводим фестиваль циркового искусства. Но видя номера артистов и глаза нашей публики, убеждаемся, что будем делать его и дальше, безо всякой оглядки на политические тренды. У нас будут артисты из США и Украины, лишь бы они были талантливы. Потому что цирк – это не про политику, а про силу духа людей, про их невероятные способности. Например, артистка из Канады летела в Ижевск 27 часов, чтобы подняться над нашим манежем и отработать прекрасный номер на трапеции, без страховки, вызывая в зале бурю эмоций.

P.S. Следующий, юбилейный, фестиваль циркового искусства в Ижевске будет необычным. Организаторы отказались от конкурсной программы, чтобы иметь возможность представить номера, которые в прошлые годы получали призовые места на ижевском манеже. «Мы соберем в одном шоу так много наших призеров, как это позволят их насыщенные гастрольные графики», - обещает Дмитрий Иванов. Это значит, что в марте 2017 года Ижевск ждет программа из величайших номеров мирового цирка.

Фото: Екатерина ЕМЕЛЬЯНОВА

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут