Под Воткинском два дня продолжались средневековые битвы на фестивале «Русь дружинная»

4 августа 2016
0

Зной, пыль под копытами коней, под железными сабатонами рыцарей-европейцев и мягкими кожаными сапогами русичей, лязг мечей и доспехов. Нестерпимый жар над тиглем мастеров, работающих с цветным стеклом. Гусиные перья, скрипящие по толстой бумаге. Короткий свист стрел и низкое гудение тетивы. Льняные платья новгородских красавиц, сияющие на солнце доспехи французских рыцарей, меховые хвосты на шапках ордынцев. Запах трав, свежего пота и приключений - таким был межрегиональный фестиваль «Русь дружинная», который состоялся в конце июля в Удмуртии и объединил тех, кто всерьез занимается исторической реконструкцией или просто ищет сильных впечатлений.

Dsc 1382 Под Воткинском два дня продолжались средневековые битвы на фестивале «Русь дружинная»

Встреча эпох

На территории базы «Варяжская дружина» под Воткинском фестиваль «Русь дружинная» прошел второй раз. Среди дюжины военно-исторических клубов, съехавшихся в деревню Кудрино, были и уже постоянные участники, и новички. В течение двух дней фестивальная поляна напоминала съемки десятка исторических фильмов разом. Здесь разыгрывались романтические истории между молодыми людьми в средневековых костюмах. Там плавились на огне, превращаясь в яркие бусины, палочки цветного стекла. Рядом звенели свежеотчеканенные монеты Волжской Булгарии. Рядом с деревянными колодками бегали дети, размахивая березовыми и сосновыми мечами. Из холщевых шатров виднелись чьи-то ноги в покрытых царапинами и вмятинами поножах и наколенниках.

Гостям было чем занять себя на фестивале каждую минуту: можно было учиться каллиграфии с помощью гусиных перьев, играть в тавлеи, стрелять из лука. И все же центральное место на «Руси дружинной» занимали ратные подвиги: поединки воинов продолжались час за часом. На ристалище скрещивались, высекая искры, клинки, какие никогда не могли оказаться на одном историческом поле боя: мечи воинов Золотой Орды 13-го века сшибались с мечами викингов, богатыри Киевской Руси встречались в битве с европейскими воинами 16-го столетия.

В отличие от фестивалей исторической реконструкции, с дотошностью восстанавливающих те или иные реальные сражения, «Русь дружинная» воспевает саму атмосферу средневековой воинской доли, дает возможность представить, как век за веком в разных концах земли сходились в смертельной схватке мастера боя.

Эволюция боя

Палящее солнце превратило бои в серьезное испытание. Хотя битвы современных реконструкторов не слишком похожи на исторические побоища и вобрали в себя элементы спортивного фехтования и сценического боя, силы и выносливости от бойцов они требуют недюжинных. Их доспехи из-за использования современной стали гораздо легче средневековых и все же весят немало – иногда полная экипировка «тянет» в буквальном смысле на несколько десятков килограммов. Толстая стеганая одежда, надетая под доспех, замедляет движения, заставляет воинов потеть, как в сауне. И все же битва выглядит эффектно, удары противников стремительны и красивы, их выпады похожи на сложный танец. Мечи, хоть и с тупой режущей кромкой, при ударах высекают искры. Мощные удары перерубают кожаные застежки на доспехе, сшибают с голов противников шлемы. Выходя с ристалища, и победитель, и проигравший дышат полной грудью, пьют залпом родниковую воду, обливают головы и шеи из бутылок, и кажется, что вода вскипает на пылающей коже. Если минута боя дается таким усилием, то каково приходилось героям исторических сражений, продолжавшихся часами?

В ожидании следующего боя мы сидим на скамейке с Романом Лагутиным, руководителем ульяновского православного военно-исторического клуба «Русь». Несмотря на название, в клубе занимаются люди, интересующиеся воинской и бытовой культурой разных стран – Руси, Монголии, Европы. Роман сам бьется в европейском доспехе и к моменту нашего разговора выиграл пять боев подряд.

  • Когда я только пришел в клуб «Ратоборцы» в 2004 году, мне была интересна Русь. Мой первый костюм был кольчужный – кольчугу я плел полгода, все делал вручную. В итоге она весила 13 килограммов. Тяжело, конечно, но рубиться в собственном доспехе было очень приятно. Со временем уровень бойцов рос, удар становился сильнее. Пришлось перейти на европейский доспех, потому что в поединке он защищает намного лучше. Увидев здесь, на фестивале, бойца в кольчуге, я удивился – как он собирается противостоять подготовленным воинам в серьезных латах?

Братство единомышленников

- За эти годы класс поединков изменился?

  • Конечно. 12 лет назад мы были слабыми, неумелыми, уровень боя был, надо признать, детским. Сейчас же приходится биться с суперпрофессиональными бойцами с отличной экипировкой. Но изменения закономерны. Это сейчас вся информация есть в Интернете. Как изготовить доспехи или одежду, можно узнать из подробных мастер-классов на ютьюбе, в онлайн-магазине можно купить инструменты для изготовления снаряжения или уже готовые латы хорошего мастера. А в то время Интернет был ограниченным и дорогим. Информации было катастрофически мало. Новые знания появлялись по принципу «кто-то где-то что-то услышал». Чтобы сделать настоящий бригантный или латный доспех, нам элементарно не хватало знаний. Не было мастеров, которые могли бы подсказать что-то дельное. А кузнецы, владеющие секретом изготовления клепаной кольчуги, не выдавали его никому, чтобы сохранить всех своих заказчиков. Фестивали, подобные «Руси дружинной», служили основными источниками информации: если кто-то приезжал с новым элементом костюма, его тут же обступали с просьбами рассказать подробности.

- Выходит, и на фестивали вы сейчас ездите за чем-то другим.

  • У фестивалей осталась другая важная роль – общение. За время поездок у меня появились друзья и знакомые во многих городах страны. По Поволжью я могу путешествовать от одного друга к другому, везде встречая родных по духу людей. А когда турниры проходят в Ульяновске, в моей комнате устраиваются по десять человек из других городов – в тесноте, да не в обиде, особенно когда у всех есть общие темы для разговоров. Это очень важное чувство – знать, что в этом мире у тебя есть единомышленники. Это способ жить в добрососедстве, который в современном мире мне кажется невероятно важным.

Без скидок на «слабый пол»

- В чем главное отличие настоящего исторического боя от того, какой мы видим на ристалище фестиваля?

  • В исторических битвах задача каждого воина была убить или хотя бы вывести из строя противника. Там дрались за свою жизнь и понимали – или ты убьешь, или убьют тебя, поэтому удары наносились максимально травматичные. На современном турнире же безопасность участников – безусловная ценность. Конечно, каждый раз кому-то достается – меч при ударе соскальзывает со щита и больно ударяет по ноге, кто-то неудачно оступается, кому-то ставят синяки. Но это не те ранения, на которые мужчине стоило бы жаловаться. В конце концов, наши мечи, хотя они и хорошо выкованы, и сбалансированы, не заточены. Они тупые. Это правило. На поединках запрещены колющие удары. Нельзя бить в некоторые точки тела – в пах, например.

- Я была поражена, увидев, как мастерски стреляет из лука девушка, которая за полчаса до этого учила детей играть в тавлеи. В вашем клубе все осваивают несколько средневековых ремесел и умений?

  • Да, большинство из тех, кого я знаю, стараются развиваться в разных областях – от боевых искусств до ремесел. Один человек может заниматься гончарным делом, традиционным ткачеством, стрельбой из лука и битвой на мечах. Или в перерывах между боевыми тренировками делать ювелирные украшения в стиле того или иного исторического периода. Те, у кого есть интерес к ремеслам, обычно осваивают сразу несколько: учиться новому, видеть, как под твоими руками оживает мастерство, которому несколько столетий - это захватывающий процесс. В этом вообще главная приманка исторической реконструкции – здесь все время интересно, перед каждым, независимо от его склонностей и эстетических пристрастий, открывается огромный простор для самовыражения.

- Тут девушки не только стреляют, но и бьются на ристалище. Однако мужчины-воины о предстоящем бое с девушкой говорят или пренебрежительно («да ну, какой это соперник»), либо галантно («придется аккуратнее биться, чтобы не обидеть»). Неужели на равных женщин с мечом в руке никто не воспринимает?

  • Девушки, которые выходят на бой, снисхождения к себе не ждут. И среди них действительно есть очень сильные, умелые бойцы, которые справляются с мужчинами. Особенно если те недооценивают их воинские качества. Я бьюсь с девушкой, как с любым другим соперником. Оцениваю ее доспех – его прочность, надежность – прежде чем нанести сильный удар. И если вижу, что с защитой у нее все хорошо, рублюсь в полную силу. Это за ристалищем она нежная и прекрасная, а на ристалище – воин. Ну, и еще одна причина выкладываться в таком поединке полностью: быть побежденным девушкой мне до сих пор как-то неловко.

Фото автора

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут