Про них и про нас всех

8 июня 2012
0

«Театр-студия ИРЗ» завершает сезон премьерой первого в Ижевске документального спектакля, сделанного в технике «вербатим», то есть дословного цитирования реальных людей. Несмотря на экспериментальную форму, спектакль получился человечным и понятным самому неподготовленному зрителю.

%d0%98%d0%a0%d0%97 Про них и про нас всех

В городе появился документальный театр


«Театр-студия ИРЗ» завершает сезон премьерой первого в Ижевске документального спектакля, сделанного в технике «вербатим», то есть дословного цитирования реальных людей. Несмотря на экспериментальную форму, спектакль получился человечным и понятным самому неподготовленному зрителю.

Правда без «литературщины»

В современном театре Европы и Америке вербатим необыкновенно популярен уже больше десятка лет. В Москве работают «Театр.doc» и театр «Практика», где документальная драматургия составляет значительную часть репертуара. Осваивают новый театральный язык и многие провинциальные труппы. В вербатим-спектаклях со сцены звучат непричесанные, лишь слегка отредактированные высказывания (да и то не сокращенные, а просто перетасованные в таком порядке, чтобы выразительнее выстраивалась драматургия образа) наших современников. Именно вербатим вернул в театр острую социальность, актуальность, настоящий, не олитературенный голос самых разных социальных групп. Здесь на месте не только все мысли настоящих, не придуманных людей, но и все их словечки, диалектизмы, жаргон и интонации. Но вербатим – это ни в коем случае не «этнографическое» развлечение, на котором благополучные зрители из класса «белых воротничков» знакомятся с манерой разговора шахтеров или провинциальных депутатов. На документальных спектаклях, сравнивая свой опыт с рассказами героев-персонажей, зритель невольно начинает задумываться, в какое время мы живем и какие мы есть. Но при бесспорной современности технологии вербатим и при потребности немалой части зрителей в осмыслении нашего «сегодня», в Ижевске документального театра до сих пор не было. В Удмуртии такая практика есть только у глазовского театра «Парафраз», где давно всерьез занимаются современной драматургией, несколько лет назад сделали спектакль-вербатим «Околесица», да и сейчас во многие постановки классических пьес вводят дословные высказывания глазовчан.

Чувство общности

Спектакль «Про завод и про меня», который поставил режиссер Павел Зорин с самодеятельным театром «Радиозавода» - это самый настоящий документальный театр. Два года (!) актеры театра-студии собирали материал для спектакля. Записывали на диктофон монологи заводчан, изучали и перенимали их манеру говорить, мимику, жесты, походку (и создали образы яркие, объемные, живые, полные мелких «говорящих» черточек). Студийцы выбрали самую очевидную тему: рассказать работникам завода о них самих, ведь самое большое театральное переживание – это обнаружить свое сходство с героями пьесы, принять их радость и боль как свои собственные.

На сцене заводского молодежного центра перед глазами зрителей (а на первых показах спектакля были абсолютные аншлаги) завод предстал как микромодель всего их мира. Здесь есть все: обладающей потрясающей житейской мудростью пожилой грузчик, квалифицированная специалистка, отдавшая родному предприятию несколько десятилетий жизни, изящная, явно почитывающая на досуге гламурные журнальчики секретарша, раздражительная работница вахты, не понимающая, зачем все эти леди каждый день «ходют тут и ходют», пофигист-компьютерщик, давно переставший интересоваться реальным миром, добродушно ворчащая уборщица, подтянутый топ-менеджер, умеющий носить дорогие костюмы и свободно ориентирующийся в экономических сводках, но (только дай ему волю!) с большим удовольствием стучавший на барабанах в рок-группе. Они наперебой рассказывают о своих судьбах, о конфликте поколений, о бюрократической тягомотине и о поиске личного счастья, и, конечно, о заводе, который знают как свои пять пальцев, - и в какой-то момент кажется, что за этой небольшой компанией встает обобщенный образ всего нашего города-завода, да и всей современной России.

P.S. «Театр-студия ИРЗ» - труппа самодеятельная. Но в области современного театра эти молодые люди делают то, что пока остается вне сферы внимания профессиональных коллективов города. Да и уровень актерского мастерства у них ничуть не ниже, чем у многих профи. Неслучайно именно у «Театра-студии ИРЗ» сегодня самая активная среди ижевских коллективов фестивальная и гастрольная жизнь. 13 июня они последний раз в сезоне сыграют спектакль «Про завод и про меня» в родном городе, в галерее «Грифон» (начало в 19.00). А уже 16 и 17 июня представят эту работу в Москве, на сцене Театра.doc, который и открыл в России направление документального театра. Закончат же они июнь участием в крупнейшем фестивале современной драматургии «Коляда Plays» в Екатеринбурге.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут