Смотреть нельзя запретить. Ижевский зритель не готов к современному театру?

2 июня 2016
0

Главный режиссер Русского драматического театра Удмуртской Республики Петр Шерешевский, спектакль которого получил четыре номинации на «Золотую маску», покинул свой пост.

%d0%bc%d0%b0%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d1%8c%d0%ba%d0%b8%d0%b5 %d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b3%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b8 Смотреть нельзя запретить. Ижевский зритель не готов к современному театру?

Прорыв

Весной местные околотеатральные круги были взбудоражены: впервые спектакль из Удмуртии, «Маленькие трагедии» Русского драматического театра, попал в конкурсную программу «Золотой маски». И не просто «попал», а был заявлен в самых значимых и престижных, самых конкурентных номинациях – «лучший спектакль большой формы», «лучшая мужская роль», «лучшая работа художника» и «лучшая работа режиссера». Для театра из региона даже номинация на «Маску» оказывается важнейшим событием, поскольку обеспечивает пристальное внимание к труппе со стороны театрального сообщества, обсуждение ее на всероссийском уровне. Номинации Русского драмтеатра стали своего рода программным заявлением Ижевска для театрального сообщества: в городе, который десятилетиями оставался «слепым пятном» на карте театральной жизни страны, оказывается, есть умный современный театр, первоклассная авторская режиссура и превосходная труппа.

Поставил «Маленькие трагедии» петербуржец Петр Шерешевский, в 2014 году возглавивший Русский драматический театр. Этот спектакль задумывался как один из тех, которые в перспективе должны изменить театральный климат в городе, привести в театр новых зрителей, ждущих разговора на важные болевые темы на актуальном сценическом языке.

За кулисами

Однако после «Золотой маски» Шерешевский в Ижевск не вернулся: он покинул пост главного режиссера Русского драматического театра. Расставание было мирным. В подтверждение сохранившихся добрых отношений с дирекцией и труппой театра режиссер упоминает планы на осень 2017 года – Петр Шерешевский надеется поставить в Ижевске шекспировского «Короля Лира» (разумеется, в авторской интерпретации).

Официальная причина ухода Шерешевского из театра – невозможность режиссера участвовать в ежедневной жизни коллектива. С первых дней в кресле главрежа Шерешевский не скрывал, что жить в Ижевске постоянно не собирается. Его семья осталась в Санкт-Петербурге, там же продолжалось его сотрудничество с Камерным театром Малыщицкого (в прошлом году он стал там главным режиссером). Кроме того, Шерешевский немало и успешно ставит в российских регионах (в Ижевск он приехал на очередной волне успеха – московские и петербургские критики с восторгом писали о спектакле «Иванов», который он поставил в Новокузнецке и угодил с ним на «Золотую маску»).

В течение года, проведенного Шерешевским в должности главного режиссера нашего театра, он и в самом деле бывал в Ижевске наездами, но поставил за это время три масштабных спектакля («Маленькие трагедии», «Прянички» и «Слугу двух господ») и укрепил в труппе вкус к новому театральному языку, привил актерам современную живую интонацию.

«Неудобный» театр

И все же создается ощущение, что редкое присутствие Шерешевского в Ижевске – только удобный повод для пересмотра взаимоотношений театра и художника. Шерешевский – режиссер некомфортный, по меркам консервативного театрального обывателя – провокационный. В первую очередь не устраивал он… среднестатистического зрителя Русского драматического театра. Его сценический язык, понятный в Москве и Петербурге, – городах, хорошо знакомых с радикальной современной режиссурой, с практикой выворачивания классических сюжетов наизнанку для обнаружения в них новых смыслов, с готовностью называть все неприятные темы и вещи своими именами, вызывал непонимание и неприятие у ижевских зрителей, не знакомых с театром XXI века.

В стороне от современных театральных процессов Ижевск находился слишком долго. И западная, и российская «новая драма» прошла мимо него: ни разу на официальной сцене в столице республики не ставились Клавдиев, Дурненков, Курочкин, Вырыпаев, Яблонская, Угаров, братья Пресняковы и другие драматурги, определившие язык российского театра начала XXI века. Несмотря на соседство с Екатеринбургом, в Ижевске за последние 20 лет не ставили пьесы Николая Коляды и ни разу не принимали на гастроли его авторский театр – одно из уникальных культурных явлений нашего времени.

Ижевск «застрял» в социально неконфликтном, развлекательном театре – в эксцентрических комедиях положений, «душевных» мелодрамах и классике, в которой главная ставка сделана на сценографию. Эти спектакли поставлены добротно, безусловно профессионально, но ровно так же, как были бы поставлены лет двадцать, а то и тридцать назад. И для зрителя этот аккуратный, костюмный, с литературной интонацией театр стал нормой. Лучшей постановкой старой пьесы оказывается та, где дамы носят кринолины, а мужчины – сюртуки: «глазу приятно», «красота какая». Попытка сломать стереотипы, придать сценическому действу тот нерв, ту ярость и те сомнения, которые подступают к академическим стенам театра из повседневной реальной жизни, встречает неприятие в первую очередь самих театралов. А поскольку именно зритель делает кассу, он сегодня и «заказывает музыку».

Возмутители спокойствия

С «Маленьких трагедий» Шерешевского в антракте уходит до 150 зрителей (оставшиеся устраивают в финале стоячую овацию, но на статистике следующего показа это не отражается). Возмущение «вольностями» Шерешевского с пушкинскими сюжетами вылилось в гневное письмо зрительницы в адрес главы республики. Она просила Александра Соловьева его личной волей запретить «глубоко безнравственный» спектакль, в котором «опошляется великая русская классика»: героини появляются в неглиже, герои пьют алкоголь, персонажи то и дело оказываются в кровати. Между тем режиссер строчка за строчкой воспроизводит пушкинские сюжеты, где Сальери травит Моцарта отнюдь не чаем, где великий соблазнитель Дон Хуан добивается ночного свидания у донны Анны, рыцарь Альбер замышляет убить своего скупого отца, и над всеми нависает атмосфера пира во время чумы – отчаянной оргии, угар которой позволяет хоть ненадолго забыть о том, что все катится в пропасть.

Многие зрители никогда не примут новый театральный язык. Другие могут научиться говорить на нем, если у них будет постоянная «языковая практика». Но государственный театр в регионе, связанный обязательствами заполнять залы и зарабатывать, не может позволить себе роскоши выпускать спектакли «не для всех»: то, что «Маленькие трагедии» отмечены номинациями «Золотой маски», не сделало их зрительским хитом, постоянные зрители театра по-прежнему относятся к спектаклю как к непонятному, слишком дерзкому эксперименту.

Как, впрочем, и к другому триумфатору театра – спектаклю «Человек-подушка» в постановке молодого питерского режиссера Дмитрия Удовиченко. В прошлом году благодаря этому спектаклю Русский драматический театр Удмуртии стал открытием Первого международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми. В фестивале принимали участие МХТ им. Чехова, театры и режиссеры из Великобритании, Германии, Польши, Боснии и Герцеговины, Азербайджана, городов России. От Ижевска никто не ждал «откровений», но наш спектакль получил две важные фестивальные награды – приз за лучшую мужскую роль (Михаил Солодянкин) и за лучший режиссерский дебют (Дмитрий Удовиченко).

Между тем в Ижевске в сезоне 2015-2016 «Человек-подушка» не был сыгран ни разу. Прошлым летом театр потерял одного из своих ведущих артистов – Александра Барова. В «Человеке-подушке» он играл важнейшую для спектакля роль Михала – застрявшего в детстве взрослого человека с наивным и искренним сердцем и изуродованной психикой. Одним из вариантов дальнейшего существования спектакля после смерти Барова была передача его роли прекрасному сарапульскому актеру Алексею Агапову – как и других ролей Барова, в числе которых Лепорелло в «Маленьких трагедиях» Шерешевского. Но «Человек-подушка» так и не вернулся на сцену – в том числе потому, что театру нелегко собрать зрителей на спектакль, в котором девочку прибивают к кресту, человеческие пальцы проворачивают в мясорубке, а главному герою выстрелом вышибают мозги на авансцене, прямо перед первым рядом (хотя речь в пьесе и спектакле идет о важных гуманистических вещах – ответственности талантливого человека перед публикой, о родительской любви, принимающей подчас самые неожиданнее формы, о развращающей силе власти и о сочувствии).

Что дальше?

Зрителя, готового воспринимать черный юмор МакДонаха, сценический язык Шерешевского или новую, подчас безжалостную драматургию, действующую по принципу хирургической операции (надрезать, чтобы вскрыть опухоль «неудобной» темы), надо готовить долго – не один сезон. Театр в регионе позволить себе долгий воспитательный процесс не может – аншлаги (желательно без возмущенных зрительских писем потом) нужны прямо сейчас.

И все же Русский драматический театр Удмуртии не оставляет попыток создавать разные, не только компромиссные с консервативным зрителем спектакли. Недавно трагикомический, порой и пугающий спектакль по рассказам Зощенко поставил петербургский режиссер Дмитрий Егоров. В эти дни спектакль по чеховским водевилям репетирует молодой режиссер Яков Ломкин из московского «Сатирикона». Осенью приступит к репетициям «Обыкновенного чуда» Алла Чепинога – режиссер, известная не только оперными постановками в московском театре «Новая опера», но и работами в драматических театрах страны. Но это – тема для другого разговора.

На фото: в Москве «Маленькие трагедии» Шерешевского приняли лучше, чем в Ижевске: здесь зритель оказался не готов к тому, что пушкинские герои пьют крепкий алкоголь и ходят в неглиже.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут