Современный театр: новый язык, новая реальность

14 ноября 2012
0

В Ижевске открылся Центр современной драматургии и режиссуры

Xonei3xxal8 Современный театр: новый язык, новая реальность

Созданный на чистом энтузиазме, практически без какого-либо финансирования Центр обещает стать творческой площадкой для тех, кто любит театр и живо чувствует пульс нашего времени.

Ситуация риска Недостаток актуальных спектаклей и театральных событий, обращающихся к новому театральному языку (как драматургическому, так и режиссерскому) в Ижевске в последние годы достиг почти что крайнего предела. На официальных городских сценах можно было увидеть либо успокоительные, с непременным хэппи-эндом мелодрамы (такие еще цинично называют «лирикой для домохозяек»), либо иллюстративные постановки классики, не вносящие в наизусть знакомые пьесы ни одного нового смысла, либо кассовые комедии с анекдотичными ситуациями и фривольными шуточками, для просмотра которых брать с собой мозг в театр совершенно не обязательно. Альтернативы надежному, традиционному, консервативному театру попросту не было (вот разве что муниципальный театр «Молодой человек» раз в год баловал премьерой – то «Мотыльком» Гладилина, то неожиданной версией гайдаровского «Мальчиша-Кибальчиша»). Но ни одной «рискованной» пьесы Николая Коляды, Ивана Вырыпаева, Василия Сигарева, Анны Яблонской, братьев Пресняковых или других представителей так называемой «российской новой драмы» в Ижевске вплоть до этого сезона поставлено не было. «Риск», разумеется, и в темах пьес, разоблачающих современное общество потребления и смещенных нравственных норм, и в бесцензурной лексике социальных изгоев, которые в новой драме стали частыми персонажами, - а вдруг зрители, привыкшие к комическим приключениям незадачливых зарубежных таксистов-двоеженцев, будут не готовы к серьезному препарированию окружающей их реальности? В ситуации, когда о зарабатывании денег театр должен думать не меньше, чем о творческом процессе как таковом, риск и в самом деле серьезный. Не удивительно поэтому, что многие молодые интеллектуалы, да и просто люди, интересующиеся современным искусством, в ижевские театры не ходили вовсе. Смотрели арт-хаусное кино на домашнем видео, да иногда, по случаю, выбирались на спектакли в соседние Екатеринбург и Пермь – в театр Николая Коляды или в «Сцену-Молот». Очень ждали редкие гастроли глазовского «Парафраза» - единственного в республике театра, где ставится и МакДонах, и Яблонская, и Пулинович, а у персонажа классической пьесы Островского может быть татуировка на пузе. Тут уже появлялся риск, что нынешние 20-30-летние в местный театр дорогу вообще знать не будут.

Перелом И вот в этом году будто плотину прорвало. О необходимости создания новой театральной реальности в Ижевске заговорили все разом – и зрители, и художники. И не просто заговорили – а начали создавать эту реальность сами. Что называется, «инициативой снизу». В начале сезона галерея «Грифон» при МВЕУ объявила о смене формата своей деятельности: отныне это не только выставочный зал, но и концертная и театральная площадка, открытая для молодых, любительских коллективов. Там уже начали показывать свои спектакли самодеятельные театры Ижевска и Глазова; «Грифон» стал основной сценой для Студии при Русском драматическом театре (молодые актеры труппы, которым тесно в тематике и лексике традиционного театра, играют там современную драму – например, пьесу Нины Садур «Чудная баба»). В сентябре в Русском драмтеатре состоялась восьмидневная Лаборатория молодых режиссеров, на которой выпускники режиссерских факультетов из Москвы и Питера ставили с нашими актерами читки современных пьес и спектакли-эскизы по ним. Вот там звучали и МакДонах, и Яблонская, и Сигарев. По результатам зрительского голосования именно пьесы Сигарева и МакДонаха войдут в постоянный репертуар театра. Репетиции черной комедии Мартина МакДонаха «Человек-подушка», поднимающей ряд важнейших вопросов (ответственность талантливого автора перед своими читателями и зрителями; цена, которой дается мастерство, и даже выбор между жизнью, долгой и полной страданий и короткой, но счастливой) должны начаться уже в ноябре. А в минувшую субботу начал работу Центр современной драматургии и режиссуры – объединение единомышленников, искренне любящих живой, современный театр. Во главе проекта стоит Павел Зорин – режиссер двух ижевских самодеятельных театров: молодежного Les Partisans и театра-студии Ижевского Радиозавода. Впрочем, «самодеятели» «Партизаны» уже несколько лет как – самый активно варящийся в театральном процессе коллектив Ижевска. Они ежегодно ездят на российские и зарубежные фестивали (во Франции они уже играют – на французском! - не только в рамках фестивалей, но и просто на гастролях), привозят оттуда дипломы победителей, а в Ижевске собирают полные залы (правда, каждый раз – разные, потому что своего помещения у «Партизан» нет). А студия ИРЗ стала первым коллективом, кто выпустил в Ижевске спектакль в технике «вербатим» (или «документальный театр»). Центр современной драматургии был задуман несколько лет назад, но с поиском помещения пришлось помучаться, - хотя и требования к новой сцене были минимальными: новая драма не требует ни высоких подмостков, ни масштабных декораций. Лишь в начале этого сезона филармония предоставила Павлу Зорину и его команде свой малый зал – небольшую, но вполне уютную комнатку на третьем этаже. И, что важно – на условиях полного творческого доверия, без контроля над репертуаром. Открывали Центр с особым творческим подъемом: всего через 3 дня после возвращения «Партизан» из очередной (самой удачной, по их мнению) творческой поездки во Францию. И вся эта радостная, созидательная, энергичная «движуха» создает ощущение, что внезапно театральная жизнь в Ижевске забурлила живым ключом.

Перспектива У нового Центра задачи не только творческие, но и просветительские. «Мы хотим знакомить ижевчан с современной драматургией, рассказывать о современных авторах, которые живут сейчас в разных городах России, в том числе и совсем у нас под боком», - говорит Павел Зорин. И первый вечер в Центре назывался откровенно «Ликбез: Новая драма». Впрочем, теории было не много. Ликвидировать безграмотность публики в отношении современного театра решили практикой: читкой двух новодрамовских пьес – «Наташиной мечты» Ярославы Пулинович и «Иллюзий» Ивана Вырыпаева. И можно не сомневаться, что для некоторой части публики прозвучавшие тексты стали неожиданностью и открытием новой театральной этики и эстетики. Героини Ярославы Пулинович – выросшая при тотальном дефиците любви детдомовка Наташа и ее «благополучная» тезка, образцово-показательная, амбициозная, - при всей, казалось бы, несхожести характеров и судеб, обнаруживают одну и ту же проблему: полное отсутствие совести и сострадания к другому человеку. И не то, чтобы они отбрасывают их как ненужные в наше время сентиментальности. Кажется, они об этих чувствах и нравственных категориях даже не знают. Для каждой ценно и значимо только то, что касается ее самой и ее желаний. Любой ценой! Их жалко, но и страшно. В пьесе «Иллюзии» один из ведущих драматургов современной России Иван Вырыпаев исследует, сколько в наших отношениях с любимыми людьми придумано нами самими, сколько внушено ими, и так ли важно, была многолетняя любовь иллюзией или нет, если все эти годы люди могли быть счастливы. И о том, что даже в самой настоящей, преданной любви есть место и сомнениям, и одиночеству. Каждая из этих пьес – мучительный, предельно откровенный разговор о человеческой натуре, о сомнениях, надеждах, ошибках, с которыми сталкиваются наши современники всех возрастов. Обе они «не театральны»: в них нет внешнего действия, для них трудно придумать эффектные мизансцены. Люди просто думают, рассуждают, вспоминают, осмысливают. Говорят. Исповедуются. Возможно даже, формат спектакля-читки для них – один из лучших вариантов (в невероятно популярном петербургском «ON. Театре» «Наташина мечта» так и идет: два монолога неподвижно сидящих на стульях девушек). И актеры Les Partisanes сыграли-причитали эти истории с большой человеческой искренностью, с настоящими живыми интонациями.

Новые проекты Центра будут следовать один за другим. Уже на этой неделе состоится первый сбор участников будущего вербатим-проекта, посвященного современным удмуртам. Участники проекта будут записывать на диктофоны рассказы жителей Удмуртии (выходцев из деревни и ярких представителей удмуртской тусовки) об их жизни и размышления, что значит быть удмуртом в современном мире, охваченном глобализацией. Расшифрованные интервью после небольшой, аккуратной редактуры превратятся в документальную пьесу. Как выглядит спектакль в жанре «вербатим», можно будет увидеть 24 ноября, когда театр-студия «ИРЗ» сыграет в малом зале филармонии историю «Про завод и про меня», записанную со слов заводчан. А уже в эту субботу, 17 ноября, в Центре состоится встреча с молодым драматургом Валерием Шергиным. Валерий – наш земляк: он родом из Сарапула. Сейчас, правда, живет в Екатеринбурге, поскольку учится на курсе у Николая Коляды. «Валерий - очень интересный молодой человек, дерзкий, свободомыслящий. Его недавняя сатирическая пьеса «Концлагеристы», которую мы будем читать в следующую субботу, получила в этом году очень много призов - причём главных: на фестивале «Евразия» в Екатеринбурге, на «Текстуре» в Перми, и в «Театре.doc», где проводился конкурс современной драматургии, она тоже вошла в финал. Для нас она будет восприниматься особенно остро, поскольку условное место действия пьесы Велерий определил как Соединенные Штаты Удмуртии», - воодушевленно рассказывает Павел Зорин. После знакомства с пьесой и молодым автором зрители смогут обсудить вопросы, которые у них возникнут. Центр вообще берет на себя функции не только прогрессивной театральной сцены, но и дискуссионной площадки, где можно будет говорить о современном театре, литературе, обществе. «Мы рассчитываем прежде всего на молодого зрителя», - определяет целевую аудиторию Павел Зорин. И тут же оговаривается, что молодость – это не количество лет по паспорту, а умение активно, живо воспринимать меняющуюся современную реальность, слышать «новый язык» современных драматургов и пульс этого времени. А пульс времени ведь – это ритм толчков крови, живой энергии, движущейся через сердце и артерии города. В Ижевске, кажется, разогнался, быстрее пошел.

Метки: театр Ижевск

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут