Цветастый платок для навахо и ижевчанок

24 июня 2015
0

Художница из США создала в столице республики фреску и обнаружила, что удмурты похожи на американских индейцев

11113614 10205665756101313 5844069148176057533 n Цветастый платок для навахо и ижевчанок

В День города в Ижевске презентовала свою масштабную фреску художница из США Наниба Чакон. Больше недели она работала с раннего утра до полуночи, чтобы создать изображение женщины, окруженной цветами, будто слетевшими с ее яркого платка. Эта поэтичная, жизнеутверждающая картина преобразила стену вдоль лестницы, ведущей от ВЦ «Галерея» к ЦУМу.

Галерея под открытым небом

Ижевск входит в то немногое число российских городов, где стрит-арт - рисунки на стенах домов, строительных заборах, трансформаторных будках и других архитектурных объектах - поддерживается администрацией города. Благодаря официальному фестивалю стрит-арта 4 года назад в микрорайоне Старки на окраине Ижевска появились десятки превосходных граффити, созданных художниками из Удмуртии, Татарстана и Франции. Центр города, однако, «под раскраску» власти долго не отдавали.

Облик изрядно обветшавшей Центральной площади помог изменить долгосрочный проект Администрации Ижевска с Генеральным консульством США в Екатеринбурге: американская сторона за свой счет привезла художницу Нанибу (Нани) Чакон, которая за последние три года создала серию фресок на стенах в ряде североамериканских штатов. В столице Удмуртии художница написала оригинальную фреску длиной 19 метров и высотой в три человеческих роста.

Общего больше, чем различий

Результатом этого межконтинентального проекта стал не только новый арт-объект в Ижевске. Приезд и работа Нани Чакон стали для ижевчан настоящим культурным открытием: обнаружилось, что искусство и философия древней индейской народности навахо, к которой принадлежит художница, поразительно напоминают традиционную культуру удмуртов, а исторический путь навахо имеет много общего с судьбой удмуртского народа. Это стало очевидно, когда на белой штукатурке под ее кистью начал появляться привычный нашему глазу цветочный рисунок. Сама Нани не скрывает изумления:

-Я никогда раньше не бывала в России и восприняла приглашение Консульства США с большим волнением. Для меня важно, чтобы мои работы стали органичной частью городского пространства, отражали образ местных жителей, поэтому, прежде чем рисовать эскиз для Ижевска, я попросила прислать мне фото- и видеоматериалы об этом городе и внимательно их изучила. Очень скоро я обратила внимание на то, что у многих местных жителей такие же высокие скулы и особенный разрез глаз, как у североамериканских индейцев, а еще на то, что в Ижевске многие женщины, особенно пожилого возраста, носят яркие платки с цветами. Это было удивительное открытие из разряда «мы с вами одной крови»: дело в том, что в традиционной культуре навахо женщины носят именно такие платки.

Я не знаю, каким образом пристрастие к этому элементу костюма, к этим сочетаниям цветов и орнаментов оказалось одинаково сильным у народов, живущих на разных континентах и не общавшихся напрямую по крайней мере несколько последних столетий, но не сделать акцент на этом удивительном совпадении я не смогла. Когда я показывала набросок этой работы своей маме и ее подругам, все они «узнали» платок на голове женщины и даже были удивлены, что я собираюсь рисовать в России женщину в традиционном костюме навахо.

Я назвала эту работу «Перемещение», имея в виду именно то, как по миру странствуют одни и те же идеи, сюжеты, эстетические взгляды. Перемещаясь по странам, мы обнаруживаем гораздо больше того, что объединяет нас, чем различий. Я сама, начав эту работу, как будто переместилась в удмуртскую культуру - весь мой художественный опыт оказался уместен.

-Ваша работа посвящена еще и женскому началу. Женщина на фреске полна жизни, свободна, не скрывает своей чувственности и умения радоваться каждому дню. Рискну предположить, что и в этом наши культуры перекликаются, ведь в традиционной удмуртской деревне, несмотря на то, что старейшинами и жрецами были мужчины, царил матриархат. В удмуртской семье слово старшей женщины было законом, а молодую женщину не выдавали замуж против ее воли.

-Я не ожидала услышать здесь это слово, но с радостью подтверждаю: матриархат поддерживается у навахо с давних времен до сегодняшнего дня.

Искусство выходит из резервации

-Художники, музыканты, дизайнеры здесь пытаются сделать традиционную удмуртскую культуру (которая исторически не имела никакого отношения к городу) частью современной урбанистической культуры. Представители малых коренных народов Америки – таких, как навахо, пытаются найти место своим орнаментам, сюжетам, мифологии в современном искусстве?

-Да, в последние годы происходит возрождение интереса к традиционной культуре малых народов. Если в течение XIX и XX веков большинство художников стремилось продемонстрировать, что, несмотря на свои разные этнические корни, они все американцы, то сейчас многие с удовольствием подчеркивают национальную идентичность. Для современного искусства, и именно для стрит-арта, это очень позитивный момент, потому что этнические мотивы привносят исключительное разнообразие в сюжеты и темы, о которых говорят художники. Современное искусство обогащается новыми для него сюжетами и формами, а этнические культуры получают буквально новую жизнь. Ну, а для обычных людей среда, созданная художниками, использующими этнические элементы, становится более персонифицированной, более личной. Смотрите, если бы я нарисовала на ижевской стене женщину в каком-то однотонном платке, который передает идею платка, но не вызывает никаких конкретных ассоциаций, то проходящие мимо люди оценивали бы только линии рисунка, его динамику - и только. Видели бы оторванное от жизни искусство. А сейчас, пока я работала, ко мне каждый день подходили горожане и, несмотря на языковой барьер, едва ли не на пальцах объясняли, что им очень нравится моя работа, а у их мамы или бабушки есть очень похожий платок. Это значит, что каждый раз, проходя мимо «Галереи», они будут не только получать удовольствие от фрески, но и вспоминать родных людей и какие-то случаи из своей жизни, когда, например, они были еще маленькими, а их удмуртская бабушка в платке говорила им что-то важное и хорошее.

-Вы формулируете исключительно важные вещи, а между тем в Удмуртии современное искусство с этническими мотивами интересно в первую очередь самим представителям этноса. Для людей, которые ощущают себя русскими, приобщение к музыке или изобразительному искусству с элементами фолка, этники малых народов воспринимается как провинциальность.

-Я понимаю это очень хорошо. Я выросла в резервации племени навахо в Нью-Мексико и застала то время, когда наша традиционная культура была интересна исключительно в ее чистом виде и только для небольшого числа интересующихся этим людей. От нас ждали, что мы будем создавать такие же предметы прикладного искусства, как триста лет назад (для навахо это в первую очередь узорное ткачество). И действительно складывалось ощущение, что мы оторвались от современной культуры на столетия. Мы носили джинсы, смотрели телевизор, но для окружающего мира были «людьми, пришедшими из глубины веков». И когда наши художники начали создавать произведения искусства в современной манере, на них смотрели скептически. Наверное, первые такие эксперименты по соединению актуального и этнического искусства и в самом деле были наивными и несколько неуклюжими. Но этот период ученичества необходим. Сейчас уже есть художники, которые естественно, свободно, умно и оригинально используют в своих работах оба языка - и концепции современного искусства, и язык и философию народной культуры. Это так убедительно и заразительно, что подкупает зрителей независимо от их собственной национальности. Думаю, здесь, в Удмуртии, произойдет то же самое.

Родственные души

За две недели своего пребывания в Удмуртии Нани Чакон успела пообщаться со студентами и учениками ДШИ в Ижевске, познакомилась с современными художниками.

-Мне кажется очень важным рассказывать начинающим художникам, как много у них возможностей выразить себя. Это не обязательно должно быть «официальное» искусство. Как художник граффити я начала в 15 лет - обычная история подростка, который хочет изменить окружающее пространство. Профессионально занимаюсь искусством 5 лет, из которых 3 года рисую фрески. Живопись, впрочем, я не бросаю. У меня уже были выставки живописи в Канаде и Мексике, а недавно мои работы были отобраны для большой выставки художников коренных народов Америки, которая будет показана во многих штатах. Но если бы мне еще год назад сказали, что я буду работать в России, я не поверила бы. Это хороший урок: надо быть готовым к тому, чтобы выйти за привычные рамки.

-Нани, а до приезда в Ижевск вы знали что-то о российском современном искусстве?

-Почти ничего, должна признаться. Когда несколько лет назад я изучала искусство фрески и использования этой техники в стрит-арте, то просматривала очень много материалов из разных стран. И среди тех работ, которые мне запомнились, были работы художников из Санкт-Петербурга. Но если оставить за скобками мой личный интерес, то вынуждена констатировать: о русском стрит-арте в кругах американских художников, работающих с городской средой, почти ничего не говорится. Их имен не знают. Но, знаете, я успела погулять по Ижевску и даже познакомилась с владельцем магазина для художников граффити - и меня впечатлила та художественная жизнь, которая здесь происходит.

-Что вам как художнику дала эта работа в Ижевске?

-Мне нравится бывать в небольших спокойных городах. Именно там, а не в мегаполисах с миллионами жителей можно почувствовать атмосферу страны, узнать характер и темперамент нации. В провинции любой страны больше искренности и умения быть самими собой, чем в столицах. Так что для меня проект в Ижевске стал прекрасной возможностью познакомиться с Россией. А еще я считаю очень важной для себя встречу с художницей Зоей Лебедевой, которая использует в своих работах травы и цветы, разрабатывает тему женского начала и работает в своей деревне Бураново абсолютно на мировом уровне. Я была бы счастлива сделать с ней что-то совместно.

-Значит, вы готовы вернуться в Ижевск?

-С радостью!

Фото автора

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут