Туфли для Золушки с правнучкой

1 декабря 2016
0

Сказка и обыденность встретились на театральной сцене.

%d0%91%d0%b5%d0%b7%d1%8b%d0%bc%d1%8f%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b9 Туфли для Золушки с правнучкой

Режиссер Сарапульского театра Олег Степанов поставил новую пьесу молодого уральского драматурга Ярославы Пулинович «Земля Эльзы» как бенефис народной артистки Удмуртии Галины Есыревой. В результате бесценный подарок получила не только актриса, но и сарапульская публика.

Планируя покупку билетов в театр, зрители чаще всего ориентируются на жанр. Комедия – хорошо, можно отдохнуть от повседневной нервотрепки. Драма – хуже, придется страдать за героев. Мелодрама – придется без мужей идти, они не любят про «женское счастье». С премьерным спектаклем сарапульского театра предугадать не получится – здесь в равных пропорциях соединены и социальная драма, и трагикомедия, и мелодрама, и даже сказка.

Ярослава Пулинович в своей пьесе выворачивает «нервами наружу» вечный сюжет о Золушке. В нежных кремовых туфельках его оказывается 76-летняя Эльза, «молодая прабабушка», прожившая кажущуюся невыносимой жизнь. Мачехой – ее собственная одинокая, озлобившаяся, несчастная дочь. Завистливыми сводными сестрицами – «проигравшие» свои жизни пожилые односельчанки. Чтобы не разрушилось их довольство собственным миром, им нужно, чтобы и Эльза не покидала свой очаг, кастрюли, калоши и грядки. «В жизни», скорее всего, так бы все и случилось. Но Пулинович на этой жестокой реалистической основе пишет настоящую сказку и дарит своей героине встречу с принцем – таким же немолодым мужчиной Василием Игнатьевичем, оставшимся романтиком и умеющим любить, мечтающим вырастить для Эльзы розы, ведущим ее слушать дождь на чердаке и готовым продать городскую квартиру, чтобы отвезти ее в Париж и на море.

Семейные «ценности»

Лирическая, глубоко человечная интонация спектакля не позволяет зрителю задохнуться болью и ужасом от тем, которые он поднимает. От спокойного, без упоения насилием рассказа о бесконечной жестокости, которая часто живет за надежными стенами семейных домов. Семья в пьесе Пулинович, как и в произведениях Петрушевской, – зона отчуждения, пространство манипуляций и темных секретов.

Из разрозненных деталей, неожиданных откровений, когда герои «Земли Эльзы» устают держать лицо и проговариваются, складывается цельная картина. В этом мире люди в семье держатся друг за друга не из чувства любви, братства, нежности, заботы, а отстаивая право собственности («моё!»), самоутверждаясь за счет более слабого, следуют не за своими чувствами, а за вековыми общественными установками. Соответствие патриархальным банальностям вроде «бьет, значит любит», «пусть плохой, зато свой», «бог терпел и нам велел» оказывается важнее искреннего человеческого сочувствия.

Так живут и дочь Эльзы, мать-одиночка средних лет, и сын Василия Игнатьевича, затюканный своей наглой, меркантильной женой, и деревенские кумушки. Родители живут ради детей, траур по мужу, каким бы негодяем он ни был, надо носить несколько лет, старость не время для любви - прожившие свои жизни по этим принципам испытывают к тем, кто находит в себе смелость стать свободным, только зависть и глухое раздражение. Иначе нужно признать, что собственная жизнь прошла в бессмысленных попытках казаться приличным, «правильным», а не стать счастливым.

История женщины

Судьба главной героини спектакля Эльзы Александровны Блюментрост еще горше Золушкиной, а терпение и умение с честью выносить самые страшные испытания – безграничнее. Кажется, все возможные беды выпали на ее долю. Только чувство собственного достоинства и редкое обаяние актрисы делает этот персонаж не преувеличенно драматичным, а живым, настоящим.

Эльзу, дочь русских немцев, все детство дразнили «фашисткой», а она не озлобилась. Была фактически изнасилована простым деревенским парнем, но ради сохранения чести (не своей даже, а своей мамы и его самого, который как будто «не со зла») вышла за него замуж, и дочери, родившейся от этого насилия, слова худого про отца не сказала.

Потеряла второго ребенка от злых мужниных побоев, но ради старшей дочки, отцовской любимицы, из дома не ушла и продолжала тащить на себе все хозяйство. Терпела, терпела и терпела – нелюбовь и жестокость мужа, эгоизм повзрослевшей дочери, пересуды за спиной. Смерть мужа как будто шлюзы открыла – теперь можно жить так, как сама считает правильным. И как же мало ей надо для обретения свободы – ее воплощением стали модельные туфли на каблуке, в которых она наконец смогла почувствовать себя женщиной. Не надежным работником, не покорной женой, не заботливой матерью и бабушкой – просто женщиной.

Галина Есырева создала удивительной силы образ. В ее Эльзе угадывается вся ее судьба с болью, потерями, многолетней привычкой «не высовываться», терпеть. Деликатность и скромность естественно соединяются с редким умением видеть красоту мира, чувствовать полной грудью и верить в чудо. Удивительно прямая спина и легкая походка в заветных туфельках превращают ее не в принцессу-Золушку даже, а в обаятельную красавицу, которой все еще не поздно начать новую, счастливую жизнь. Когда мечта рушится, в Эльзе-Есыревой будто обрывают внутреннюю живую ниточку, поддерживающую голову упрямо вскинутой, а плечи расправленными. Она потухает на глазах зрителей так очевидно, в мгновение, что становится страшно: только огромные глаза глядят вдаль с мукой, будто присыпанные пеплом. Актриса и в самом деле играет бенефис: роль, позволяющую оценить масштаб ее дарования, исключительность ее собственной личности.

Поэзия и проза спектакля

В спектакле сложился замечательный актерский ансамбль. Для каждого персонажа исполнители, очевидно вдохновленные Олегом Степановым, находят нюансы и полутона, делающие героев объемными, узнаваемыми. Народный артист Удмуртии Владимир Мельник нашел для своего Василия Игнатьевича легкую, естественную, обаятельную интонацию, в которой соединились и мудрость, и терпение его персонажа, и вечное мальчишество. Пенсионерки Зинаида Михайловна и Таисия Петровна (заслуженный работник культуры УР Тамара Кулакова и заслуженная артистка УР Зинаида Голоднюк) равно искренни и в зависти, и в сочувствии. Ольга Богославская создает точный портрет агрессивной мещанки, которая забывает о хороших манерах в тот же момент, когда речь заходит о деньгах. Заслуженная артистка Удмуртии Татьяна Кочурова играет Ольгу, дочь Эльзы, несчастного вампира, которому даже постоянное высасывание крови из матери не дает почувствовать насыщение, полноту жизни. Она надменна от осознания своей «правильности», раздражена, не слышит никого, кроме себя, не видит ничьей правды, кроме своей, и все же вызывает неподдельное сочувствие, когда со слезами в глазах признается, что сама понимает: никому она на этом свете, кроме матери, не нужна.

Лаконична, выразительна и метафорична сценография (художник-постановщик – Анна Макшакова). Дощатые ступени с покатым скатом становятся и вагоном теплушки, в котором ехала в военном детстве в эвакуацию героиня, и чердаком деревенского дома, и настилом на сельских улочках, и личной голгофой Эльзы, по которой она поднимается раз за разом, молчаливо неся свои страдания и беды родных. Ряд невыразительных черных туфель «на плоском ходу», ботинок и калош, стоящий у рампы, оказывается то нехитрым ассортиментом на витрине сельмага, то камнями на обочине жизни героини, которые год за годом «приземляли» ее, не давали пойти по жизни легкой летящей походкой. Условные стволы деревьев, качающиеся в глубине сцены, кажутся «струнами души» Эльзы, дрожащими, но выдерживающими один порыв невзгод за другим.

P.S. Взрослая, одновременно смешная и трагическая сказка «Земля Эльзы» получилась историей о том, что человеческое в нас никуда не исчезает, как бы мы ни придавливали его социальными нормами, ни прятали за масками и нарощенной толстой кожей. И о том, что счастье обходится дорого – куда дороже пары новых туфель – и все же оно стоит своей цены.

Фото из архива театра.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут