Удмуртия поддерживает актуальный театр

20 ноября 2015
0

В ноябре члены творческого коллектива спектакля «Человек-подушка» Русского драматического театра Удмуртии получили высокую награду - Государственную премию Удмуртской Республики в области литературы, искусства и образования.

%d1%87%d0%b5%d0%bb%d0%be%d0%b2%d0%b5%d0%ba %d0%bf%d0%be%d0%b4%d1%83%d1%88%d0%ba%d0%b0 Удмуртия поддерживает актуальный театр

Лауреатами стали режиссер спектакля Дмитрий Удовиченко и актеры Михаил Солодянкин, Андрей Демышев и Юрий Малашин.

Спектакль из нашего будущего

Это первые Государственные премии в 80-летней истории Русского драматического театра Удмуртии, и тем важнее, что отмечен ими оказался спектакль непривычный для ижевской сцены, во многом «некомфортный» и уж точно не развлекательный.

Премьера трагикомедии с черным юмором «Человек-подушка» по пьесе современного ирландского режиссера Мартина МакДонаха состоялась весной 2013 года и стала итогом режиссерской лаборатории, которую Русский драмтеатр проводил в сентябре 2012 года. Тогда молодые режиссеры из разных городов России и ближнего зарубежья представили на суд публики эскизы спектаклей по современной драматургии - и то, что театр искал именно такой материал и режиссера, умеющего с ним работать, уже симптоматично. По итогам зрительского голосования лидером лаборатории стал эскиз молодого петербуржца Дмитрия Удовиченко, на тот момент студента выпускного курса режиссерского факультета Государственной академии театрального искусства.

Приглашая Удовиченко на постановку «Человека-подушки», театр рисковал: аудитория творческой лаборатории - молодая, требовательная, готовая к эксперименту - значительно отличалась от постоянной публики Русского драматического, предпочитающей легкие комедии и мелодрамы. Спектакль, в котором пальцы актрисы засовывают в жерло крутящейся мясорубки, оставляют ее висеть распятой на сколоченных крестом жердях, вышибают мозги главному герою в метре от первого ряда, создают концентрированную атмосферу ужаса, отчаяния и опустошения, вряд ли пришелся бы по душе тем, кто ищет в театре только возможности приятно провести вечер.

Мнения о новом спектакле и вправду разделились. Для более консервативной публики он оказался слишком радикальным, некомфортным, даже шокирующим. И были зрители, уходившие со спектакля в антракте. При этом «Человек-подушка» привлек в Русский драматический театр тех, кто до сих пор обходил его стороной, считая спектакли его репертуара слишком конформистскими, иллюстративными, устаревшими по режиссерскому языку и избегающими актуальных для нашей реальной жизни вопросов. В новом спектакле они нашли все это. Пьеса поднимает вопросы насилия над личностью в тоталитарном обществе и семейного насилия, цензуры и самоцензуры художника, счастья творчества и его разрушительности. Исключительный драматургический материал и взаимопонимание с режиссером открыли в актерах нашего театра такие резервы, о которых многие зрители и не подозревали. С удивлением и радостью мы обнаружили, что они мастера высочайшего класса, безупречные в технике, органичные, вдохновенные.

Театр мирового класса

Спектакль стал событием в республике и за ее пределами. В 2014 году на республиканском фестивале «Театральная весна Удмуртии» «Человек-подушка» забрал все мужские актерские награды: Михаил Солодянкин получил приз за лучшую мужскую роль, Андрей Демышев - за лучшую мужскую роль второго плана. Следом спектакль стал одним из главных триумфаторов Первого международного фестиваля Мартина МакДонаха в Перми. В конкурсных показах принимали участие театры Германии, Австрии, Великобритании, Польши, Чехии, России (в том числе питерский БДТ и московский МХТ). И все же приз за лучший режиссерский дебют получил поставивший ижевский спектакль Дмитрий Удовиченко, а приз за лучшую мужскую роль (сыгранную грандиозно, по словам членов жюри) получил Михаил Солодянкин.

Свобода под угрозой?

2015 год в истории российского театра останется как начало новой цензуры - неофициальной, опирающейся на жалобы возмущенных зрителей. Самым громким «цензурным» скандалом стал запрет оперы «Тангейзер» в Новосибирске, в котором было обнаружено «оскорбление чувств верующих» и «глумление над классикой». Ижевск рисковал стать еще одним очагом театральных репрессий: здесь зрители обрушились с критикой на спектакли, которые, как и «Человек-подушка», открывали городу театр неклассический, непривычный.

В начале года на имя главы республики возмущенная зрительница направила письмо с требованием запретить спектакль «Маленькие трагедии» в постановке главного режиссера театра Петра Шерешевского, поскольку ее возмутили нижнее белье на актрисах и современные костюмы персонажей, несовместимые, по ее мнению, с сюжетами Пушкина. Спектакль получил от рассерженной ижевчанки эпитеты «глумящийся над классикой», «аморальный», «искажающий и подрывающий русскую культуру».

Всего пару месяцев спустя зрительская цензура обрушилась на другой спектакль Русского драмтеатра - «Метель» по пьесе Сигарева, написанную по мотивам повести Пушкина. В этот раз претензии звучали, по нынешним временам, еще серьезнее - спектаклю ставилось в вину не только издевательство над классикой, но и оскорбление чувств верующих. Автором «доноса» стал один из ижевских священнослужителей, которому не понравилось, что провинциальный батюшка в спектакле выглядит пьянчужкой и не самого большого ума человеком, а крест на его облачении непомерно крупный. Священнослужитель писал в своем обращении, что готов довести дело до прокуратуры, если сцены с православным батюшкой не будут изменены или вовсе исключены из спектакля. В кабинетах Министерства культуры республики после этих «обличений» могли разыграться сцены такие же неприятные, как в спектакле «Человек-подушка», где писатель Катурян вынужден был держать ответ перед следователями за полет своей фантазии.

Территория живого искусства

Если бы Министерство культуры Удмуртии встало на сторону разгневанных зрителей, обновление театральных процессов в республике могло закончиться, едва начавшись. Однако в ответ на оба «доноса» министр культуры Владимир Соловьев заявил, что художественный уровень спектаклей компетентно может оценивать только профессиональное сообщество, а поскольку вкусы у всех разные, то на каждом спектакле обязательно найдутся и восторженные зрители, и недовольные. Спектакли были защищены, священнослужитель позднее объявил, что сожалеет о своих нападках на театр.

И, самое главное, поддержка современного, актуального театра республиканской властью не ограничилась миротворческой миссией. Об этом и говорит Государственная премия спектаклю «Человек-подушка», отметившая спектакль, уже третий сезон бросающий вызов общественному мнению. Высокая награда становится гарантией того, что в республике будет развиваться живой, современный, не боящийся откровенно говорить на самые острые темы театр.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут