В Ижевске появилась настоящая британская эксцентрическая комедия

22 марта 2013
0

Единственной в этом сезоне премьерой театра «Молодой человек» стала комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным» в постановке главного режиссера Евгения Столова. Но, право слово, ради такой премьеры стоило подождать.

01 В Ижевске появилась настоящая британская эксцентрическая комедия

«Молодые человеки» создали стильный, радостный, жизнелюбивый, озорной, эксцентрический, азартный спектакль. В нем будто возродились лучшие гэговые комедии, пародирующие немой кинематограф 20-х годов с их выразительными, острохарактерными героями и сценическими трюками. Здесь есть все – картинные позы, широкие жесты и энергичная мимика актеров, ирония и самоирония всех авторов спектакля (режиссера, актеров, сценографа). Есть даже классический гэг с залепливанием торта со взбитыми сливками в лицо (еще недавно такое без обвинения в дурновкусии могли разыграть только мужчины, сегодня это легко, непринужденно и действительно со смаком, с куражом и безупречным чувством жанра делают две очаровательные женщины).

Для тех, кто в ближайшее время вряд ли попадет на этот спектакль, позволю себе следующее сравнение. По эстетике и манере игры «Как важно быть серьезным» больше всего похож на другую комедию положений из английской жизни: на отечественный фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!». Здесь так же самозабвенно дурачатся, комикуют, оставаясь при этом удивительно человечными, с легкостью закручивают сюжет с путаницами и обознатушками, наслаждаются самим процессом игры.

Упоение игрой – настоящая «особая примета» этого спектакля. В каждой сцене прекрасно видно, что актеры получают удовольствие от остроумных диалогов, от сюжетного соперничества персонажей, от лихости интриги и экстравагантности своих героев, и даже от эффектных костюмов, которые создала художница Алина Бровина. Она соединила традицию настоящего исторического костюма с театральной традицией, нашла для каждого персонажа говорящую деталь в образе. Закручивает всю интригу Алджернон Монкриф (Андрей Опарин), молодой аристократ и прожигатель жизни, мастер эффектных каламбуров и «бенберизма» (жизни в свое удовольствие, даже если этого нужно пойти на невинный обман), богемный, вальяжный, стремительный и легкомысленный, немного кокетничающий от избытка мальчишества в организме - впрочем, это кокетство часть большой игры, в которую он превращает каждую минуту жизни. Является под видом брата своего приятеля к юной аристократке на выданье, и с этого момента клубок любовных и семейных отношений запутывается так, что до финала не распутать. И внешне Алджернон оказывается воплощением наших представлений об экстравагантном англичанине.

02.jpg02.jpg
Он появляется перед нами в сиреневом бархатном пиджаке и горжетке из песца, в лавандовых бриджах и гетрах. Волосы подстрижены так же, как у Оскара Уайльда на многих его портретах - на пробор, с легкой волной кудрей (правда, нужно отметить – такую прическу Андрей Опарин носит и в жизни, но именно здесь она стала последним штрихом к безупречно выписанному образу). Больший дендизм и вообразить трудно! А когда Алджернон отправляется за город и надевает дорожный костюм, из-под коротких брючин горчичного цвета отлично видны носки в зеленую и рыжую полоску. И это было бы комично, если бы именно так ни бравировали своими цветастыми носками артистичные молодые британские мужчины даже в начале 21 века.

В отличие от Алджернона, его приятель Джек Уординг (Михаил Третьяков) более сдержан, скрытен и официален – и костюм его таков же: элегантный жемчужно-серый сюртук скроен по фигуре, в шелковом галстуке, завязанном в меру пышным, элегантным бантом – жемчужная булавка. А какое платье носит леди Августа Брэкнелл (Елизавета Евсеева)! Почти королевское, с тугим корсетом, высоким кружевным воротом и длинным шлейфом... Вот только впереди подол отрезан до колен, оставляя открытыми ноги в высоких сапогах на шнуровке. О, эта леди не только любого скакуна укротит, но и любую битву выиграет в такой обуви. Победительный, властный характер грозной дамы подчеркивает и хлыст, с которым она не расстается ни на секунду. Эта леди Брэкнелл - энергичная, властная, громкая, заполняющая собой все пространство вокруг себя. Неудержимая и даже неспособная, кажется, от избытка энергии стоять на месте - она неизменно меряет сцены широкими шагами. Атаманша, которая все может превратить как в драму, так и в шутку. Для актрис обычно нелестно сравнение с кем-то, но леди Брэкнелл Елизаветы Евсеевой - родная сестрица Маргариты Хоботовой из «Покровских ворот» в исполнении Инны Ульяновой и половины героинь Марины Голуб. И теперь, когда этих актрис уже нет, само присутствие в нашем театре актрисы такой же силы комического дарования дорогого стоит.

Вообще, женские роли – украшение этого спектакля. Ведущая молодая актриса театра Мария Руднева играет юную, но отнюдь не хрупкую Гвендолин - яркую, уверенную в себе, с легкими нотами агрессивности (воспитанница леди Брэкнелл, что тут скажешь) и при этом удивительно уязвимую девушку. На контрасте с ней Сесили (Галина Верстунина) - женственная, взбалмошная, тараторящая с пулеметной скоростью. Но в результате окажется, что отстоять свою честь, почувствовав себя уязвленными и оскорбленными, могут обе. Вряд ли стоит искать в эксцентрической комедии, где героев принимают за кого-то другого, где находятся потерянные дети и объявляются помолвки, глубокий смысл. «Как важно быть серьезным» - это легкий и искрящийся, как бокал шампанского на просвет, спектакль. И «коронная» сцена с тортом разыграна как по нотам, с чувством, с толком, с расстановкой - и с удовольствием. К финальным оглушительным аплодисментам становится понятно, как же важно… получать удовольствие от жизни и быть, хотя бы иногда… совершенно несерьезным.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут