В Ижевске представлен "Народный рязанский костюм в поэтике Сергея Есенина"

28 апреля 2015
0

В Ижевске открылась выставка, на которой традиционный костюм можно читать, как открытую книгу.

P1290699 В Ижевске представлен "Народный рязанский костюм в поэтике Сергея Есенина"

В новом выставочном зале ВЦ «Галерея» открылась выставка «Народный рязанский костюм в поэтике Сергея Есенина», представляющая уникальную коллекцию из 16 полных комплектов крестьянской одежды XIX – начала XX вв., собранную этнографом-любителем Сергеем Глебушкиным. Именно такие одежды видел на своих односельчанках юный поэт до того, как покинул родное Константиново.

Диалог творцов

Выглядящая на первый взгляд как традиционная этнографическая выставка, эта экспозиция на поверку оказывается предельно актуальным, постмодернистским по духу художественным высказыванием. Стихи Есенина и костюмы рязанских крестьян соединяются и дополняют друг друга как единый гипертекст, в котором поэтические строки и строчки швов равно выразительны и многое говорят и о времени, и об эстетических идеалах, которыми руководствовались поэт и женщины-мастерицы.

Музейщики придумали эффектную подачу экспозиции: рядом с нарядами закреплены томики поэзии Есенина. Метафора прозрачна: народный костюм можно читать, как открытую книгу. На отдельных листах распечатаны те стихи поэта, в которых упоминаются детали традиционного костюма. Обнаруживается, что ранние стихи Есенина буквально пестрят «поневами», «шушунами» и «подтыками». Сами упомянутые предметы гардероба – тут же.

В этом диалоге стихов и нарядов «прочитываются» и судьбы конкретных людей (как самого Есенина, так и его оставшихся безымянными для истории современниц), и образ дореволюционной Рязанской губернии, и вся русская космогония творчества.

За мужское начало здесь отвечает поэзия Есенина, за женское – одежды, созданные руками рязанских крестьянок. Женщина в этой системе координат оказывается хранительницей домашнего очага, созидательницей «бытовой» стороны жизни, мужчина – демиургом, который творит новые поэтические миры, опираясь на ту мощную материальную и смысловую базу, которую создала для него женщина. Она жнет, молотит и прядет лен и коноплю, ткет на массивном станке полотно, шьет и украшает вышивкой и кружевом рубахи и сарафаны, а он пишет стихи, в которых женщина в этих одеждах, подоткнув подол, идет по «ворожбиным травам», а вокруг «сверкают гашники зарниц». Гашник – это тонкий поясок для мужских штанов, расшитый женской рукой. Каким сияющим и ярким должна была сделать его вышивальщица, чтобы чуткому к красоте мужчине он напомнил предгрозовые сполохи на небе? Какой впечатляющей была работа рукодельницы, если поэт наделяет ее даром ткать молнии?

Измученную домашними заботами женщину Есенин поднимает до уровня мифологической героини, наделяет ее такой мощной связью с созидающей природой, какие были у Геи и Деметры, античных богинь. Мужчина здесь оказывается тем, кого всю жизнь ждет эта женщина-Творец: молодая мать ждет его рождения среди лесных трав, состарившаяся, ждет его возвращения на дороге «в старомодном ветхом шушуне», юные девушки ждут его как возлюбленного. Он необходим им не просто как объект любви: женщины создают новую жизнь и красоту, но только мужчина-поэт своими стихами дарит им бессмертие.

Поэзия вышивок и кружев

Эта выставка способна закрыть немалый пробел в нашем образовании. О том, как образна литература, какими инструментами пользуется поэт, чтобы достичь выразительности стиха, нам рассказывают со школьных лет. Мы – было бы желание - можем узнать все о рифме, ритме, цезурах, аллитерациях и ассонансах. А вот о «прикладной поэзии», которой при ближайшем изучении оказывается народный костюм, мы не знаем почти ничего. Но стоит присмотреться (а выставка «Народный рязанский костюм…» дает для этого все возможности), и оказывается, что в нем, как в хороших стихах, нет ни одной лишней детали, что формы кроя и сюжеты вышивок так же символичны, как поэтические метафоры.

На отбеленном домотканом холсте рукодельница пишет, как поэт на листе бумаги. Образы складываются в историю жизни. Красные солярные знаки и обереги-роженицы на подоле говорят о благополучном рождении первенца, цветочные узоры на широких рукавах – о гордости своей женственностью, ромбы на нагрудной планке – о плодовитости, пестрые ленты в несколько рядов на плечах – о легком и жизнерадостном нраве. О темпераменте, характере и даже щедрости мастерицы можно узнать по тому, насколько тщательно или небрежно обметывает она десятки мелких петель на наряде, насколько ровно прокладывает строчки крохотных стежков, сколько ткани не жалеет пустить на тугую сборку у ворота рубахи или на подоле сарафана. Речной жемчуг вместо костяных пуговиц скажет не только о достатке в доме, но и о желании очаровывать. О ее философском и стоическом отношении к смерти можно «прочитать» в поминальном наряде: он сшит из превосходного сукна и деликатно украшен кружевом тончайшей работы. В рисунке кружева – молодые, едва разворачивающиеся из почек листья. Очевидно, перед лицом смерти рязанские женщины хотели выглядеть достойно, спокойно, и все же… не забывали о разнообразии и постоянном возобновлении жизни.

Свидетельства истории

С этнографической точки зрения эта выставка также представляет немалый интерес. Сергей Глебушкин собирал свою коллекцию многие годы, в ней есть подлинные раритеты, созданные более полутора веков назад. Костюмы свидетельствуют, какие ткани и украшения были доступны крестьянам средней полосы России в XIX - начале XX вв., какие фасоны носили в будни и праздники, на свадьбах и поминках, до замужества и после него. Можно разобраться, что же такое понева, шушпан, сорока, повойник или кичка, оценить, как конопляное домотканое полотно отличается от льняного или шерстяного. Зная, что каждая женщина сама шила и украшала свой комплект одежды, можно получить представление о высочайшем мастерстве этих самоучек с огрубевшими от тяжелой крестьянской работы руками. Здесь не только безупречная вышивка гладью и крестом, но и объемная вышивка золотой канителью и стеклярусом и вышивка цветной тесьмой. Здесь кружева самой тонкой работы – порой связанные из таких тонких ниток, что кажутся подкрахмаленной паутиной. Здесь требующая колоссального труда «мережка»: в тонкой ткани пробивается геометрический рисунок, а потом все края «пробоинок» обшиваются так аккуратно и виртуозно, что кажется - рисунок сразу был выткан в такой причудливой форме.

О художественном чутье рязанских модниц говорит их умение сочетать в одном праздничном наряде более десяти цветов так, чтобы костюм говорил об энергии своей хозяйки, ее жизнеутверждающем настрое и умении радоваться каждому дню, а не казался пестрым набором случайных вещей. Мельчайшие детали на головных уборах, на рукавах, поясках и подолах «рифмуются», поддерживают друг друга. Но и о том, как дорого модницам обходились их костюмы, можно догадаться, разглядывая экспонаты выставки. Не имея возможности купить большой отрез ситца, они выкраивали каждую деталь из нескольких маленьких кусочков. Чтобы скрыть, что рукав вынужденно «собран» из трех-четырех полосок ткани, между ними делались вставки из самого простого кружева: так ведь можно сказать, что материю разрезали специально. А в ту часть цветной юбки-поневы, которая наверняка будет закрыта передником, вшивали более грубую и дешевую черную ткань: выгаданные таким образом кусочки яркой ткани пригождались, чтобы украсить рубаху.

Но стоит отойти от наряженных в платья 19 века манекенов на несколько шагов – так, чтобы мельчайшие детали начали скрадываться, как стираются исторические подробности в глубине времен, - и проза жизни исчезает. Остается чистая поэзия того крестьянского русского мира, который если и можно ощутить сейчас, в 21 веке, то разве что на подобных выставках… и в стихах Есенина.

Фото автора

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут