в Ижевске состоялся очередной музыкальный фестиваль «Молодые таланты родины П.И. Чайковского»

12 февраля 2015
0

В фестивальном концерте приняли участие бывшие ученики республиканского музыкального колледжа, и на их выступлении яблоку было негде упасть.

34167465 skripka в Ижевске состоялся очередной музыкальный фестиваль «Молодые таланты родины П.И. Чайковского»

Фестиваль, представляющий ижевской публике молодых (обычно не старше 25 лет) музыкантов, был основан еще в 1997 году музыкальным колледжем УР при поддержке Ижевского государственного технического университета. Первоначально он назывался «Молодые таланты на родине П.И. Чайковского» и собирал на ижевской сцене студентов консерваторий страны, лауреатов крупных международных и всероссийских конкурсов, стипендиатов фондов Спивакова и Ростроповича. Потом экономическая ситуация заставила организаторов сменить концепцию: участниками фестиваля стали музыканты, получившее среднее специальное образование в Удмуртии, на родине Чайковского, и продолжающие образование в консерваториях Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга и других городов. Вопреки прогнозам скептиков художественный уровень фестивальных выступлений не стал ниже, а к желанию публики услышать мировую классику в исполнении юных виртуозов добавился искренний интерес к тому, как развиваются и совершенствуются исполнители, творческий путь которых начинался в Ижевске.

Интерес к симфонической музыке в соединении с готовностью поддержать «своих» исполнителей привели к тому, что в день фестиваля концертный зал музыкального колледжа УР был переполнен. Те, кто не успел занять места, вынуждены были стоять в глубине зала и вдоль стен. Но, право слово, этот концерт стоил того. Сильные, страстные, виртуозные исполнения следовали один за другим. Первым потрясением для публики стало выступление скрипача Евгения Петрова, студента Казанской консерватории. Рапсодия для скрипки с оркестром «Цыганка» Равеля напоминала то о захлебывающемся в радости представлении площадного театра, то об извержении вулкана. Произведений, в которых солирующая партия была бы отдана тромбону, не так много, и исполнение Александра Коровкина, третьекурсника Московской консерватории, заставило пожалеть об этом: музыкант с легкостью продемонстрировал, что глубокий, теплый звук тромбона наполняет мелодию удивительной силой и красотой. Ярослав Кожевников учится только на первом курсе Уральской консерватории (Екатеринбург), но его пение уже сейчас демонстрирует исключительную вокальную культуру, а яркий, будто подсвеченный богатыми обертонами тенор прекрасной тембральной окраски обещает ему интересную сольную карьеру.

Все второе отделение концерта было посвящено музыке Чайковского (что неудивительно в год 175-летия композитора), и здесь несомненным событием стало исполнение Первого фортепианного концерта, солировал в котором студент второго курса Московской консерватории им. Чайковского Григорий Салтыков. Это было в равной степени впечатляющее выступление молодежного симфонического оркестра колледжа и пианиста. В мужском, энергичном и при этом необыкновенно поэтичном прочтении Второго концерта, который предложили дирижер Лев Грудцин и Григорий Салтыков, громокипящая, бурлящая музыка буквально переливалась через край, захватывая масштабом замысла и ликующей, победительной силой.

Оркестр колледжа, безусловно, стал едва ли не главным героем концерта. В его составе в этот вечер были не только ученики и преподаватели колледжа, но и выпускники, продолжающие сейчас обучение в других городах.

После концерта, завершившегося овацией, художественный руководитель и дирижер оркестра Лев Грудцин объяснил, как после двух-трех совместных репетиций оркестру и солистам удалось добиться такого гармоничного звучания:

-Наш колледж действительно дает музыкантам редкое умение оркестровой игры. Во всей стране только в трех или четырех средних музыкальных учреждениях есть собственные оркестры. Во всем ПФО такой оркестр один: наш. Уже с первого курса наши ученики имеют возможность привыкать играть коллективом, единым музыкальным организмом, слушая друг друга и настраиваясь на дирижера.

Мы прививаем им ощущение, что оркестранты – это особая каста музыкантов, если хотите, настоящее братство. Оркестр существует по принципу «один за всех и все за одного». Иллюзия, что в общем звучании нескольких десятков инструментов можно «спрятаться» со своей несовершенной игрой, «отсидеться» за спинами товарищей, создавая ощущение массовки. Один музыкант способен непоправимо испортить звучание всего оркестра, и при этом верная игра каждого конкретного музыканта поможет создать объемный, наполненный энергией и красотой звук. Поэтому оркестрант всегда знает, что он, как и каждый из музыкантов на сцене, несет ответственность за весь оркестр. И за годы обучения в колледже все наши студенты проникаются этим мировоззрением.

Это одно из преимуществ, благодаря которому они всегда оказываются на хорошем счету в консерваториях Москвы, Петербурга, Казани, Екатеринбурга. Выступление на фестивале дает нашим выпускникам возможность снова попасть в знакомую стихию, окунуться в оркестровое братство. Поэтому с удовольствием приехали поиграть на фестивале и участники оркестра: все они были на концерте концертмейстерами своих групп – альтов, виолончелей, духовых и так далее.

-Как формировалась программа нынешнего фестиваля?

-Спонтанно. Подготовкой фестиваля мы занимаемся почти год, и уже много месяцев назад я выложил в Интернете приглашения для выпускников нашего колледжа и составил огромный список произведений, из которых они могли выбирать наиболее интересные для них вещи. Первоначально желающих сыграть на фестивале было так много, что если бы все их выступления состоялись, концерты продолжались бы несколько дней. Но постепенно многие музыканты отсеивались: у кого-то в фестивальный день оказывался собственный концерт в другом городе, кто-то должен был готовиться к конкурсу: график у молодых исполнителей, совмещающих учебу и зачастую работу в творческих коллективах, почти всегда очень напряженный. В конце концов, мы собрали такую программу, которая демонстрировала бы успехи фортепианной, скрипичной, духовой и вокальной ижевских школ и была бы интересна публике.

Но главной нашей проблемой было не подобрать репертуар, а найти ноты: если партитуры концертов Чайковского у нас есть, то партитуры произведений Вилла-Лобоса с расписанными голосами для всех оркестровых инструментов отыскать очень непросто. Многие ноты находили сами ребята, обращаясь за помощью в московские и другие крупные оркестры, сами сканировали партитуры и высылали в Ижевск, чтобы здесь оркестр тоже мог репетировать. Один из нотных сборников нашли только в Испании и отправили сюда ксерокопии партитур по Интернету! Энтузиазм с их стороны был огромный: для студентов консерватории ведь большая удача поиграть с профессиональным оркестром в качестве солистов. В консерваториях, где они учатся, концерты тоже проходят, но не так много, как можно было бы подумать, и возможность солировать получают единицы музыкантов из учебного потока. А выступление перед публикой с оркестром в качестве солиста – это колоссальный, незаменимый опыт.

-Концерт подтвердил, что студенты не нуждаются в скидке, этаком снисходительном отношении «конечно, это не мировые звезды, а только ученики».

-Этого мы и добивались. Я прослушиваю записи фестивальных концертов прошлых лет и могу сказать, что они меня очень радуют: в них есть, конечно, небольшие ошибки, но в целом наши ребята играют действительно хорошо. И мне хотелось бы, чтобы наша публика это тоже поняла и относилась к этим концертам без снисходительности: мол, разве можно сравнивать студенческий оркестр с выдающимися музыкантами, которые приезжают в Ижевск раз в год? Я бы хотел, чтоб публика расслышала, что они действительно таланты родины Чайковского. Слушая множество российских и европейских коллективов, я могу сказать: наши музыканты играют не хуже (а иногда и лучше) филармонических солистов, которые иногда заезжают в Удмуртию. Среди них много виртуозов, но и это, как оказалось, не самое главное. Срабатывает эффект молодости, юношеской очарованности музыкой и упоения собственными возможностями. У молодых музыкантов, играющих «за идею», из восторга перед чудом создания музыки, я чувствую драйв, который теряют бывалые музыканты, отрабатывающие многочисленные оплачиваемые концерты как рутинную работу.

Мне бы хотелось, чтобы сейчас их оценили объективно, за их музыку, а не за звания – хотя у многих из них есть победы на крупных конкурсах. Не заметить их в музыкальном процессе все равно будет невозможно. Наши выпускники без проблем поступают в Московскую консерваторию, которая во всем мире считается элитарным музыкальным вузом, и во все остальные консерватории страны. Многие музыканты, вышедшие из нашего колледжа, сейчас играют в лучших оркестрах Германии, Италии, Англии. Они виртуозы, стипендиаты и лауреаты, но, к сожалению, о музыкантах оркестра это не принято писать.

P.S. Интерес публики и самих музыкантов к фестивалю «Молодые таланты родины Чайковского» так велик, что колледж мог бы устраивать цикл концертов каждый год. Но, к сожалению, студенты консерваторий могут приехать в Ижевск для репетиций и выступления только в дни зимних каникул. Поэтому фестиваль прощается со своими зрителями до следующего февраля, когда на сцену снова выйдут виртуозы из Удмуртии.

Фото:rickiep52d.blog.com

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут