В Ижевске впервые состоялась арт-акция «Ночь в филармонии»

13 ноября 2015
0

Театральная и концертная программа собрали полный зал и закончились ближе к часу ночи. «Заманивали» публику двумя громкими именами: Петра Ильича Чайковского, 175-летие которого продолжают отмечать в республике, и пианистки Аси Корепановой, одной из ярчайших представительниц своего поколения.

%d0%ba%d0%be%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%b0 В Ижевске впервые состоялась арт-акция «Ночь в филармонии»

Сюрпризы одной ночи

На ночном концерте два этих имени соединились: Ася Корепанова исполнила цикл из 18 пьес (опус № 72) Чайковского. Концерт был записан на профессиональные камеры: после монтажа он будет доступен всем меломанам.

Зрителей ждало еще несколько сюрпризов. В фойе были показаны сцены из жизни семьи Чайковских в Воткинске - их представил музей-усадьба композитора. В зале же звучала удивительной красоты музыка. «Какая дивная запись. У кого бы узнать, что это за сочинения», - переговаривались гости ночного концерта, пока директор филармонии Алексей Фомин не указал на балкон. Оказалось, изысканное многоголосое пение звучит вживую: на балконе, как на хорах средневекового собора, расположилась Академическая хоровая капелла.

Когда все места в зале были заняты (филармония в эту ночь не смогла вместить всех желающих, настолько силен был интерес к концерту в новом формате), на сцену вышла Ася Корепанова - виртуозная пианистка, мощный, сокрушительный темперамент которой уравновешивается глубоким философским прочтением каждого произведения. Для того чтобы сыграть этот концерт, она специально приехала из США, где живет и учится: сыграть поздний цикл Чайковского в родном городе было ее давней мечтой. Почти полтора часа, пока одна за другой звучали пьесы, вмещающие в себя едва ли не все впечатления, мечты, радости и печали человека с безупречно настроенным внутренним камертоном. Кстати, одну из этих пьес - самую, пожалуй, известную, «Размышление» Ася Корепанова включила в свое выступление на первом туре XV Международного конкурса им. Чайковского в Москве этим летом.

Неизвестный Чайковский

— Ася, скажи, почему для тебя так важно играть эту музыку?

— Я вообще стараюсь выбирать для концертов «незаигранную» музыку, не обросшую штампами многочисленных исполнений, которую зрителям будет интересно открывать для себя. А поздние пьесы Чайковского я действительно очень люблю. Чайковский написал этот цикл незадолго до смерти, в то же время, когда он создавал «Пиковую даму» и Шестую симфонию. Мне важна в нем интонация высказывания человека, который все в жизни повидал и теперь подводит итоги, спокойно и мудро осмысливает события и чувства, составлявшие эту жизнь. Конечно, в дни создания пьес Чайковский не знал, что ему осталось так мало быть на земле, но весь цикл - это именно взгляд назад, настолько глубокий и проникновенный, что, проходя его весь следом за композитором, хочется плакать от силы переживаний. И даже в самых радостных пьесах цикла есть некий внутренний слом, как будто Чайковский знает, что это его последняя радость, и переживая ее, одновременно тоскует о том, что она вряд ли повторится. Счастье и прощание со счастьем здесь идут рука об руку. Это очень сильное ощущение, от которого, как от разрядов тока, покалывает кончики пальцев - оно будоражит, переворачивает душу, волнует и требует поделиться с другими этой простой истиной: жизнь и радость не вечны, но от этого ощущаются еще острее.

— Мы стали свидетелями записи этого концерта…

— Идея записать все 18 пьес в моем исполнении давняя. Сначала хотелось сделать это в виде аудиодиска. Но сейчас физические аудионосители отмирают, вся музыка живет в Сети, и тратить деньги на создание CD, который понадобится очень ограниченному количеству людей, нам показалось нецелесообразно. Скажем прямо, коммерческий потенциал у такой записи был бы небольшим: с одной стороны, Чайковский - один из самых исполняемых композиторов мира, и многие слушатели им «перекормлены», а с другой - эти пьесы «не заиграны», исполняются нечасто, и для многих меломанов диск с этой музыкой был бы котом в мешке. В течение многих лет я возвращалась к мысли о записи, но не была уверена, в каком формате это лучше сделать, и откладывала снова. И вот в этом году, когда празднуется 175-летие со дня рождения Чайковского, и проектам, связанным с его музыкой, легче получить поддержку, мы договорились с Министерством по физической культуре, спорту и молодежной политике и Министерством культуры Удмуртской Республики о создании видеоконцерта. Мне хотелось, чтобы эта музыка была доступна всем, чтобы как можно больше людей открыли ее для себя. И, к моей радости, это осуществится: концерт будет размещен на сайтах министерств.

Концерты для трудоголиков

— Скажи, а ночной концерт - это исключительная практика в твоей исполнительской карьере?

— Строго говоря, да. Конечно, бывают концерты, когда ты стремительно меняешь часовые пояса, летишь в другой конец света, и оказывается, что по своему внутреннему времени ты играешь концерт далеко за полночь. Но, думаю, теперь все больше будет классических концертов, поздних и для зрителей: в Москве, по крайней мере, они происходят все чаще.

Прекрасный звукорежиссер Виктор Осадчий, который приехал в Ижевск из Москвы специально, чтобы записать мой концерт, подтверждает, что в столице такой формат становится все более востребованным. Ночные концерты там проходят при залах, забитых до отказа - ни одного свободного места! Те же самые музыканты с тем же репертуаром на обычных концертах, которые начинаются в 18 часов, продают в лучшем случае 65 процентов билетов - зал остается полупустым. Пример ижевской «Ночи в филармонии» тоже показателен: свободных мест в зале не осталось, хотя было очевидно - завершится концерт в лучшем случае в первом часу ночи. Мы убедились, что публику это не останавливает. Это значит, скоро ночные концерты станут нормой. И это неплохо. Нужно понимать, что в ночных концертах академической музыки нет никакого «заигрывания» с клубным форматом, нет стремления привести в филармонические залы тех, кто привык танцевать до утра в модных заведениях. Это будут все те же серьезные, сыгранные с полной отдачей концерты, включающие величайшие произведения мирового репертуара. Просто реальность берет свое: многие горожане в наши дни, работающие не с 8 до 17 часов по таймеру, а столько, сколько требуется для успеха их дела, просто не успевают на вечерние шестичасовые концерты (моя семья с этим тоже сталкивается: муж, работающий в Москве, несколько раз пропускал мои московские концерты с прекрасными оркестрами, потому что не мог уйти из офиса до позднего вечера из-за неотложных переговоров или срочных проектов). Но все это не значит, что люди стали меньше любить музыку, что у них пропало желание приходить в концертный зал, слышать живой инструмент, получать этот ценнейший обмен энергией с исполнителем.

Новый рояль в филармонии, кстати, позволил все это продемонстрировать. Это чуткий и яркий по звуку, податливый, отзывчивый инструмент, на нем можно сделать много вещей, которые не удаются на инструментах-ветеранах. Он открывает широчайшие возможности для исполнителей. Появление этого «Стейнвея» - колоссальный рывок для развития фортепианных концертов в городе. Теперь на сцену можно выходить и просто играть ту музыку, которая в тебе, а не сражаться ежеминутно с роялем.

А единственное отличие, которое я вижу в ночных концертах, - их более демократичная атмосфера. Здесь не нужна академическая чопорность, можно быть внешне более расслабленным - и зрителям, и музыкантам. Я позволила себе выйти на сцену в джинсах, а не в платье, как обычно, чтобы подчеркнуть эту внутреннюю свободу концертов нового формата.

Особый опыт

— Если ночные концерты для тебя естественны, то был ли концерт, который оказался необычным, неожиданным по месту проведения или произведенному эффекту?

— Несколько лет назад я играла в исправительно-трудовой колонии для несовершеннолетних под Ижевском. Моими слушателями были 350 мальчишек, старшим из которых было лет 17. Рояль в концертном зале колонии был таким, что лучше не рассказывать, наверное, только «Мурку» на нем можно было сыграть без проблем. Но я не отступилась от своей мысли, что прекрасной музыке может открыться любое сердце, и исполняла романтический репертуар: сочинения Шуберта, Шопена, Листа. После концерта эти парни подошли ко мне: многие из них были заплаканы. У них не было опыта в проговаривании своих переживаний, по русскому обыкновению «парни не плачут», они пытались скрыть слезы, но все же они сумели сказать, что не слышали в своей жизни ничего подобного, и рады, что смогли услышать. Они говорили, что от музыки им было так хорошо, что болело сердце. Что они не понимают, как такая буря чувств может подниматься в груди от звуков музыки. Для меня как для музыканта и человека это был совершенно пронзительный опыт, один из самых трогательных в жизни.

— Когда ты уезжала в феврале из Ижевска, то осторожно говорила, что попытаешься принять участие в конкурсе Чайковского. Благодаря прямым онлайн-трансляциям мы видели, что твое выступление в первом туре было исключительно выразительным, драматичным, по-настоящему масштабным. Это ведь тоже был особенный опыт?

— Конечно. Хотя планы на 2015 год он изменил серьезно. В январе я подала документы на конкурс им. Чайковского, продолжила концертную деятельность (сначала был сольный концерт в Ижевске в феврале, затем концерты в Америке), готовилась к предзащите докторской диссертации по теме «Процесс создания фортепианных транскрипций крупных симфонических произведений» на примере собственной транскрипции симфонической поэмы «Жизнь героя» Рихарда Штрауса. Но до середины апреля нам не сообщали, кто прошел на конкурсные выступления. И только когда до первого тура оставалось всего два месяца, как гром среди ясного неба прозвучало: вы допущены до участия. Предзащиту пришлось отложить на зиму - я готовлюсь к ней сейчас.

В том, что я не прошла во второй тур, была моя собственная ошибка: я попыталась запихнуть в первый тур все, что очень хотела сыграть. В результате моя программа оказалась на три минуты дольше установленного лимита времени в 50 минут, и жюри мою игру даже не оценивало.

— Обидно невероятно: шансы на выход в полуфинал ведь были вполне реальными. По крайней мере, голосование зрителей, среди которых тоже было много профессионалов, тебя на следующий тур вывело. А за дальнейшим ходом конкурса ты следила? Были у тебя свои фавориты?

— Первую премию я отдала бы Джорджу Ли (на конкурсе он получил II премию. - Прим. ред.), а вторую - Люке Дебаргу (он стал обладателем IV премии. - Прим. ред.). Но награды и в самом деле не главное. Примером тому Люка Дебарг, который даже не вошел в тройку победителей, но стал сенсацией и героем всех обсуждений. Так что важно просто продолжать честно делать свое дело.

Фото Наталья Сметанина

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут