В Ижевске впервые выступила молодая звезда мировой оперы Мария Баянкина

14 апреля 2016
0

В спектакле «Евгений Онегин» Театра оперы и балета Удмуртии в рамках фестиваля «На родине Чайковского» партию Татьяны исполнила солистка Мариинского театра Мария Баянкина.

%d0%91%d0%b0%d1%8f%d0%bd%d0%ba%d0%b8%d0%bd%d0%b0 В Ижевске впервые выступила молодая звезда мировой оперы Мария Баянкина

Учителя в классе и на сцене

Ижевская публика открыла для себя неординарную вокалистку и актрису – обладательницу тембра редкой красоты и глубокого драматического дара. В ее богатом, кажущемся безграничным по диапазону голосе звучали ум и страсть Татьяны, историю пушкинской героини она подняла до высот подлинной трагедии. Неудивительно, что ижевский зал захлебнулся в овациях так же, как залы Петербурга, Москвы, Лондона, Венеции, где выступает в последние годы Мария Баянкина. Остается только сожалеть, что Ижевск так долго ждал возвращения артистки, чей профессиональный путь начался именно здесь.

– Мария, скажите, а вам самой хотелось выйти на ижевскую сцену?

– Конечно! Перед этим спектаклем, должна признаться, я волновалась. По понятной причине Мариинка всегда останется для меня театром номер один – это святое для меня место, пространство, где мне поется, дышится, чувствуется. Но сцена Театра оперы и балета Удмуртии для меня тоже совершенно особая. Еще будучи ребенком и учась в музыкальной школе, а потом в музыкальном училище, я очень много времени проводила в этом театре. Смотрела и слушала все спектакли, бывала в артистических гримерках. Когда я узнала, что в спектакле, где я пою Татьяну, партию Няни будет петь Ирина Самойлова, у меня дыхание перехватило. Солистки этого театра Татьяна Силаева, Ирина Самойлова, Наталья Ярхова, Александра Шулятьева, Наталья Ермакова были моими ориентирами в профессии. Слушая их вживую, я беспрестанно училась. Впитывала все, что они говорили. И возможность петь на сцене, которая была моим первым образцом оперного театра, взволновала меня до глубины души.

– Возвращаясь в Ижевск, вы возвращались и в свое детство?

– Мое раннее детство – это уральский поселок в Свердловской области. Но более взрослое становление – Ижевск, школа искусств № 9. Это удивительная школа, трижды творческая – там сильны и художественное направление, и музыкальное, и балетное. Переходя с урока на урок, я постоянно пребывала в состоянии восторга: все преподаватели были настоящими личностями, очень разными, бесконечно увлеченными, заражавшими нас своей любовью к творчеству.

Все десять лет в «девятке» я была уверена, что мне исключительно повезло туда попасть. Хотя, открою «страшную тайну», в младших классах меня едва не отчислили, не обнаружив талантов. К счастью, мама не стушевалась перед авторитетом педагога и обратилась напрямую к директору, чтобы мне дали второй шанс. Она-то знала, что с самого раннего детства я пою всегда и везде. Одно из ранних воспоминаний – как мама везет меня на санках, а я пою, не умолкая. «Маша, закрой рот, простынешь», – раз за разом говорит мне мама, а я делаю вид, что не слышу, и пою во все горло.

Вторая попытка оказалась удачной: со мной стала заниматься Лидия Васильевна Новикова, прекрасный педагог. Именно она сказала, что мне нужно всерьез заниматься вокалом, подтолкнула к выбору профессии.

Следовать за мечтой

– На пути к великим оперным сценам было больше роз или шипов?

– Это был непростой путь. Музыкальное училище в Ижевске я окончила экстерном – четырехлетнюю учебную программу освоила за три года. Собиралась после получения диплома ехать в Москву, но судьба распорядилась иначе. Надо сказать, что подростком, пытаясь представить себе свою будущую жизнь, я предполагала лет до 40 быть «свободной и независимой», посвящать все свое время творчеству. Сложилось же так, что на последнем курсе училища я вышла замуж и вскоре родила прекрасного сына.

Но мечта о Москве, о большой оперной сцене не давала спать, колотилась изнутри. Видимо, заложенное свыше не давало покоя. И однажды я усадила родных за стол и сообщила им, что поеду в Москву поступать в Академию музыки имени Гнесиных – пусть меня не возьмут, но я хотя бы буду знать, что я попробовала. Иначе никогда не простила бы себе отказа от мечты.

Конечно, будучи молодой мамой, я подала документы на заочное отделение… и набрала на вступительных экзаменах максимальный балл из возможных. После этого я получила предложение учиться на очном отделении. Конечно, я согласилась.

Розы и шипы? Именно такими и были те годы. Стипендия была небольшой. Чтобы не пропускать занятия в Гнесинке, по ночам работала уборщицей. Спала очень мало, через два месяца такого режима похудела вполовину. Но ничего, выжила, и постепенно стало легче. Четыре года я работала музыкальным педагогом, в моем классе было 12 деток. К слову, мы до сих пор поддерживаем связь, и я рада, что музыка занимает в их жизни значимое место. На конкурсе музыкальных педагогов я заняла призовое место по Москве. Постепенно перевезла в Москву семью…

Бесконечный труд и большая удача

– В вашей карьере было много вокальных конкурсов. Это ваш собственный азарт или необходимость для молодого исполнителя?

– Конечно, многие конкурсы – это заранее спланированная история. По крайней мере, я с этим сталкивалась. Но они в любом случае невероятно полезны. Во-первых, готовясь к конкурсу, ты учишь новые произведения, глубоко погружаешься в них, разбираешь психологический рисунок характера твоего героя – а это для вокалистов полезнейшая работа.

Во-вторых, на конкурсном выступлении ты мобилизуешься и выступаешь на самом максимуме своих способностей, иногда даже себя удивляя – оказывается, вот как я могу. Эту энергию, этот кураж потом волевым усилием можно переносить и на другие свои выступления. Так что конкурс задает планку того, как музыканты должны работать.

Ну, и, в-третьих, конкурс – это возможность быть услышанным и увиденным большими мастерами – и теми, кто сидит в жюри, и теми, кто приходит на конкурсные концерты оценить уровень артистов. Потом, готовя свой новый проект, они могут вспомнить именно твое выступление и пригласить на роль. Или сделать еще какое-то предложение, от которого ты не сможешь отказаться.

Вот ярчайший пример: на втором в моей жизни конкурсе, который я даже не выиграла, меня заметила Лариса Абисаловна Гергиева и пригласила в Академию молодых оперных солистов Мариинского театра. Это приглашение во многом определило мою артистическую судьбу. Поэтому всем молодым музыкантам я могу посоветовать участвовать в максимально возможном количестве конкурсов.

Когда я попала к Ларисе Абисаловне Гергиевой, я мало что умела, меня надо было обтесывать и обтесывать. Учить должна сцена, в музыкальных вузах и консерваториях студенты выступают очень редко, а в академии сразу началась концертная деятельность. За полтора года, прежде чем я вышла на сцену Мариинского театра, мы объехали десятки крупнейших мировых сцен, таких как «Уигмор-холл» в Лондоне или театр «Ла Фениче» в Венеции, и совсем маленьких театров. Были залы с потрясающей акустикой, где был слышен тишайший шепот, и совсем непригодные для выступлений – Лариса Абисаловна учила нас работать в любых условиях.

– И какая роль стала дебютом на сцене Мариинского театра?

– «Травиата» на исторической сцене театра с Валерием Гергиевым за дирижерским пультом. Когда я получила эту роль, едва дыхание не оборвалось, несмотря на уже достаточно большой опыт профессиональных концертных выступлений. До сих пор не верю, что вытянула этот счастливый билет.

В состоянии любви

– Что вас вдохновляет и радует в жизни, кроме пения?

– Одна из истин, которые я открыла для себя довольно рано: нужно любить все, чем ты занимаешься. За что бы ты ни брался, ничего не получится, пока не полюбишь делать это. И чем бы я ни занималась – полола в детстве огород, готовила обед, – я настраивала себя так, что очень быстро мне это и вправду начинало нравиться. Я люблю иностранные языки, учу их при любой возможности. Люблю домашних животных. Люблю заниматься домом – создавать уют, готовить. Всегда большое значение для меня имел спорт, но в последние месяцы перестала успевать заниматься: у меня сейчас грудной ребенок – маленькая дочка.

– Вы очень смелая. Многие оперные солистки, чувствуя, что карьера идет в гору, не решаются рожать, чтобы не выпасть из профессии на время декретного отпуска, не упустить новые роли.

– Ситуация в профессии меняется. Раньше было строго запрещено петь тем, кто кормит грудью. Сейчас все стало демократичнее: можешь – пой. И все поют. Моему ребенку был месяц, когда я вернулась на сцену. И все мои подруги-вокалистки, которые давно хотели иметь ребенка, но переживали за карьеру, вдохновившись моим примером, позволили себя счастье материнства. Главное, настроиться, не бояться, быть готовой к тому, что ты будешь молодой мамой и молодой солисткой одновременно.

– Поете своей дочке колыбельные?

– Пою, конечно. И когда носила ее, месяца до седьмого пела непрерывно. Сейчас у нее удивительная реакция на музыку – она слушает внимательно, оборачивается на мелодию, едва та начинает звучать. И старший сын, которому уже 13 лет, искренне увлечен музыкой. Он ходит в музыкальную школу и высиживает большие концерты, на которые я беру его с собой, – ему не скучно, как многим его сверстникам. Я никогда не видела, чтобы музыка плохо влияла на человека, поэтому могу посоветовать всем родителям заниматься с детьми музыкой, приводить их на концерты и в театры, ставить хорошие записи дома.

– Куда вы идете в профессии?

– Мне кажется, я иду в правильном направлении. Мне хочется, чтобы меня всегда волновало качество. Как бы легко мне ни давалась какая-то роль, какой бы успех меня ни настиг, я хочу помнить, что наша профессия – это огромный труд. Хочу, чтобы меня не покидало волнение при работе над каждым образом, чтобы не исчезало искреннее желание понять мотивы поступков и реакций моих героинь. Хочу петь!


СПРАВКА «УП»:

Мария Баянкина родилась в 1982 году. Окончила ижевскую школу искусств №9 и Республиканское музыкальное училище. В 2009 году с отличием окончила вокальный факультет Российской академии музыки имени Гнесиных.

С 2007 года – ведущая солистка Творческой группы «Petit Opera» (Москва). С 2011 года – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра (Санкт-Петербург).

Лауреат Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос» (2004), Международного фестиваля-конкурса (Руза, 2009), I международного конкурса молодых оперных певцов памяти М.Д. Михайлова (Чебоксары, 2010), I всероссийского конкурса молодых вокалистов «Будущее музыкального театра» (Омск, 2015).


Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут