В Москве открылась выставка «Актуальная Удмуртия»

3 ноября 2015
0

На ВДНХ открылась грандиозная по масштабу и значению выставка «Актуальная Удмуртия», которая представляет соединение традиционного и современного искусства.

%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%ba%d0%b0 В Москве открылась выставка «Актуальная Удмуртия»

И можно с уверенностью говорить, что еще ни один регион России не получал такого всестороннего осмысления его места в мировой культуре и настолько современного по способу подачи исследования этического и эстетического кода этноса.

Вся Удмуртия - художественная мастерская

Масштабная выставка заняла два этажа огромного павильона № 51, в советское время посвященного мясной промышленности, но даже этих площадей (всего 750 квадратных метров!) едва хватило, чтобы вместить все художественные проекты, созданные художниками из Удмуртии. При этом каждый из проектов настолько неординарен, что заслуживает отдельной выставки и отдельного же разговора. Некоторые из проектов уже были представлены в Удмуртии, но, не имея возможности сравнивать, местная публика в свое время приняла эти работы как должное, предполагая, очевидно, что подобный художественный уровень существует во многих регионах. Москвичи же, хорошо знакомые и с российскими, и с европейскими художественными проектами, назвали выставку «Актуальная Удмуртия» уникальной и единственной в своем роде: после нее остается ощущение, что вся республика - огромная художественная мастерская, в которой творят люди, глубоко знающие свою культуру и при этом открытые мировому опыту.

Первое, что встречает посетителей павильона № 51 - немного терпкий, теплый, пропитывающий, кажется, насквозь запах трав. Источник обнаруживается сразу: это 7 ковровых дорожек, свисающих в главном холле с самого потолка. Высота каждой дорожки - 5 метров. Художница Зоя Лебедева соткала их специально для выставки по изобретенной ею технологии «флортекстиль»: отталкиваясь от идеи домашнего ткачества, которое было развито у удмуртов, и их мировоззрения, согласно которому человек - неотъемлемая часть природы, она создала полотно из растений. Лебедева заправляет в самодельный ткацкий станок полынные веточки, стебли и ягоды земляники, вербные почки, злаки, лесные и луговые травы Удмуртии - донник, клевер, ромашки. Получается доведенное до абсолюта, до максимума ощущение, которое испытывали наши предки, ткавшие полотна из полыни и льна: как будто лежащие за деревней поля и леса вплетали в свои будущие ковры, скатерти и платья, надевали на себя весь родной край.

Кинжодух Яоз

Зоя Лебедева вообще стала центральной фигурой выставки. Здесь представлен и ее графический цикл «Дневник-лубок», и видеопроект «Видеоперепись села Бураново», и уникальный художественно-социальный проект для дома престарелых в деревне Бобья-Уча, и коллекция повседневной одежды. Серия ироничных лубочных рисунков Лебедевой посвящена повседневной жизни ее альтер-эго, героини по имени Кинжодух Яоз (так зеркально читается ее настоящее имя и звание - Художник Зоя) и в равной степени напоминает традиционные лубки XIX века и современные графические рассказы. «Видеоперепись» позволяет встретиться с рядовыми жителями Бураново - удмуртского села, ставшего известным благодаря поющим бабушкам. Непарадные, озабоченные повседневными проблемами, уставшие от непростой крестьянской жизни, и все же сохраняющие терпение и теплоту в глазах - такими предстают эти люди. Их монологи транслируются одновременно на четырех больших экранах, отчего возникает ощущение интенсивной, со всех сторон окружающей тебя жизни.

Серия настенных ковров выполнена постоянными жильцами социального дома (в просторечье - дома престарелых) деревни Бобья-Уча Малопургинского района. Больше месяца Зоя работала с одинокими стариками и инвалидами, помогая им с помощью красок выразить свой внутренний мир, «нарисовать мечту», как говорят они сами. Ковры-картины в наивном стиле (ни один из жильцов дома престарелых не имел художественного образования) заполнили цветы, лебеди, животные и райские птицы: сюжеты, полные любования миром и надежды. Социальную значимость этого проекта невозможно переоценить: никто прежде не пытался раскрыть творческий потенциал людей, которых общество предпочитает не замечать.

Гламур и традиция

Дизайнером-модельером Зоя Лебедева себя не считает, однако ее платья вызвали у московской публики искренний восторг. Платья Зоя создает, по ее словам, примерно так же, как делали это удмуртские женщины столетия назад, когда слова «мода» еще не существовало, а новое платье шилось в спешном порядке, потому что прежнее выходило из строя. Для такого платья не нужны ни выкройки, ни примерки по фигуре: ткань раскраивается на глазок, сшивается исключительно вручную, недостающие детали «надставляются» кусочками материи, оставшимися от прошлых рукоделий, - в ход идут остатки старых рубашек, скатертей и даже полотенец. В результате получаются совершенно уникальные платья, летящие, украшенные оригинальными вставками и застежками, неповторимые хотя бы уже потому, что на глазок два раза одинаковые детали не вырезать и не сшить. При этом каждое платье оказывается своеобразным манифестом внутренней свободы, демонстративным сопротивлением гламуру и культуре потребления.

Антигламур и приверженность традиции декларирует и художник-реставратор Татьяна Москвина. Она по праву считается крупнейшим специалистом по восстановлению аутентичного удмуртского костюма: чтобы воссоздать детали одежды XVIII-XIX веков, Москвина может воспроизвести любую вышивку, любой шов, а то и окрасить кусочки ткани природными красителями, полученными из растений удмуртской земли. Кроме того, уже 35 лет она реконструирует удмуртский костюм в своей «Студии народной одежды Татьяны Москвиной», категорически отвергая все просьбы заказчиков хоть немного осовременить платья или дукесы: сделать вырез ворота поглубже или подол покороче.

— Если хотите платье с декольте, идите в любое ателье, - говорит она. - А моя задача - сохранить модели удмуртской одежды и тот народный характер, который они отражают. О каком декольте может идти речь в удмуртском платье, если в традиции женщина должна была непременно застегивать верхнюю пуговицу на воротнике-стойке? Если пуговица оказывалась расстегнута, та могла распрощаться со своей репутацией порядочной женщины на всю жизнь, настолько большое значение придавалось соблюдению канонов костюма.

За время своей работы художник-реконструктор создала более 5 тысяч костюмов, а для выставки «Актуальная Удмуртия» отобрала те, которые представляют многообразие одежды удмуртов разных районов – Алнашского, Кезского, Кизнерского, Дебесского и других.

И все же, несмотря на скептическое отношение мастериц к эстетике гламура, есть на выставке проект, демонстрирующий, что современная «глянцевая» культура и авторское, признающее только единственные экземпляры, искусство не антагонисты. Фотохудожник Андрей Яковлев продемонстрировал, что подчеркнуто неброское, накрепко связанное с традиционной деревенской культурой искусство органично может оказаться частью роскошной городской культуры XXI столетия. Свидетельство тому - его фотопроект, для которого он и продюсер Лиля Андреева одели девушек-моделей в платья Татьяны Москвиной и Зои Лебедевой и заставили их выглядеть едва ли не более эффектно, чем участницы недели высокой моды в Париже или Милане.

— Для нас стало прозрением, что удмуртский костюм можно так актуализировать. Оказалось, он, не претерпевая никаких изменений, может быть частью современного, актуального искусства. Для этого изменить нужно не платье, а только точку зрения на него, - с восторгом говорит о проекте Андрея Яковлева Василий Москвин, муж и единомышленник Татьяны Москвиной.

Авторский взгляд Яковлева и вправду небанален. Не случайно же он, уроженец Удмуртии, много лет проработавший в Москве, оказался единственным из всех российских фотографов, чьи работы в официальный каталог Adobe набрали несколько миллионов просмотров пользователей со всего мира.

Кружевные валенки и потрет удмуртской деревни

Еще один центр притяжения выставки - экспозиция работ художника Александра Пилина, который много лет работает с войлоком и сделал его универсальным материалом для оригинальных арт-объектов. Конечно, Пилин создает и вещи для утилитарного использования, но даже они выглядят как смелые художественные эксперименты: задолго до появления мирового тренда он стал делать войлочные шапки с ушами и ввел в обиход валенки на каблуках. Одной из самых значительных его разработок остается войлочное кружево - технология, открывшая безграничное поле для художественных поисков. Кроме того, Пилин создает концептуальные арт-объекты, в которых теплая шерсть, служащая основой для войлока, становится символом согревающего женского начала.

Все это - едва ли половина колоссальной выставки «Актуальная Удмуртия». Не менее любопытны текстильные миниатюры арт-группы «Город Устинов» и графика Павла Аксенова - ижевчанина, бывшего участником художественного сквота в Трехпрудном, потом много лет жившего и работавшего в Лондоне, а некоторое время назад вернувшегося на родину и принесшего с собой дух современных галерей, мастерских и независимых студий, в которых рождается сегодня живое, ироничное искусство.

Заметную часть выставки занимает проект «Фотоперепись деревни Бобья-Уча», выполненный студентами Московской школы фотографии им. А. Родченко. Молодые талантливые фотографы в течение нескольких недель жили в удмуртской деревне и фотографировали ее жителей в повседневной одежде и в естественном окружении: на завалинке, во дворе, на крыльце своего дома. Получившиеся портреты создают мощный коллективный портрет удмуртской (и шире - российской) деревни XXI века.

На выставке транслируются фильмы выдающегося ижевского документалиста Льва Вахитова и москвича Дмитрия Ермакова, снявшего в Удмуртии картину «Финно-угорская матрица». Кроме того, выставочные залы стали прекрасной площадкой для концертов и мастер-классов музыкантов из Удмуртии. В павильоне ВДНХ уже состоялся концерт-лекция певицы и культурного деятеля Надежды Уткиной, а на этой неделе там выступит самая известная группа региона Silent Woo Goore.

P.S. Остается добавить, что инициировало выставку «Актуальная Удмуртия» Министерство национальной политики УР, а сформировал ее известный куратор и продюсер Александр Юминов, который в Удмуртии известен как директор компании Kama records, много лет занимавшейся выпуском записей подлинной удмуртской музыки и научно-популярного альманаха «Аутентичная география». Выбранные Юминовым для «Актуальной Удмуртии» работы и арт-проекты продолжают его давнюю идею показать, какой большой потенциал имеет традиционное удмуртское искусство, как естественно оно соединяется с современной городской культурой и какие широкие возможности это открывает перед ним. Выставка проходит в рамках Года Удмуртии в Москве и подтверждает, что республика обладает исключительной творческой энергией. Продлится она до 29 ноября.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут