В Национальной библиотеке Удмуртии открылась выставка театральной открытки начала ХХ века

10 июня 2015
0

В послевоенные годы миллионы советских граждан (чаще, конечно, гражданок) коллекционировали открытки с портретами киноактеров. А что было до эпохи большого кино и телевидения? В начале ХХ века кумирами публики были актеры театров.

10 06 15 3 В Национальной библиотеке Удмуртии открылась выставка театральной открытки начала ХХ века

Особый жанр

На спектакли с участием «невозможных красавцев» Александра Остужева или Леонида Собинова поклонники ходили в Малый и Большой театры, где те служили, десятки раз. Актеры Московского художественного театра, игравшие в новой для той эпохи реалистичной манере, были властителями дум интеллигентного общества. В домах, где почиталось искусство, маленькие фотографические портреты знаменитых актеров и актрис стояли на комодах, этажерках, книжных полках рядом с портретами Толстого или Блока.

Открытки с этими портретами были особым жанром тогда еще совсем молодого искусства фотографии. Качество фототехники тех лет не позволяло делать снимки на сцене, и артистам совместно с фотографами приходилось воссоздавать сцены из спектаклей в фотоателье. Константин Станиславский, который в первые годы ХХ столетия еще не был легендой мирового театра, а только создавал и совершенствовал свой художественный метод, требовал от артистов МХТ отправляться к фотографу сразу после репетиции, в сценическом гриме и костюме, что называется, «не выходя из роли».

Так появились серии открыток, по которым и сейчас можно воссоздать стилистику и даже психологическую атмосферу спектаклей «Царь Федор Иоаннович» (1900 год), «Три сестры» 1901 года по только-только написанной пьесе Чехова и «На дне» 1902 года по социальной драме Горького. Для современных ценителей театра эти открытки бесценны. На картонных прямоугольниках размером 9 на 12 сантиметров запечатлены сам Станиславский в ролях Вершинина («Три сестры») и Сатина («На дне») и ведущая актриса театра, жена Чехова Ольга Книппер, в «Трех сестрах» игравшая Машу, а в пьесе Горького - Настю.

Вслед за МХТ открытки начали выпускать и другие театры Москвы. В коллекции открыток Большого театра – непревзойденный бас Федор Шаляпин в ролях Ивана Грозного, Бориса Годунова, Дон Кихота, Ивана Сусанина и многих других, любимец дам лирический тенор Леонид Собинов в ролях Ленского («Евгений Онегин»), Дубровского, Лоэнгрина.

История театра и зрителей

Открытки для выставки в Ижевске предоставлены Российской государственной библиотекой искусств, созданной когда-то при Малом театре для того, чтобы актеры и режиссеры, работающие над новыми спектаклями, могли опираться на театральный опыт прошлых лет. Большая часть театральных открыток появилась в библиотеке в 1930-е годы в связи с трагическими обстоятельствами. Те самые интеллигентные семьи, которые украшали свои дома портретами любимых актеров, в 1936-1937 гг., опасаясь арестов и стараясь спасти от уничтожения свои коллекции книг и открыток, отдавали их в библиотеку буквально коробками.

Собранные в одном пространстве, эти открытки и вправду создают особую атмосферу, позволяющую угадать, каким был русский театр вековой давности. Актеры старой школы Малого театра и театра Корша держатся величественно, следят за эффектностью поз, а мхатовцы и Шаляпин даже перед фотокамерой играют мощно, реалистично, не заботясь о том, чтобы выглядеть привлекательно, и при этом зачаровывая силой характеров и убедительностью образов.

Местные кадры

На открытии выставки сотрудники Национальной библиотеки и служители местных театров вспомнили, что ни один из профессиональных театров Удмуртии никогда не выпускал подобные открытки. А между тем у каждого театра есть огромные архивы фотоматериалов почти за весь прошедший век (Сарапульский драматический театр уже отпраздновал столетие, Русский драматический театр еще не закрыл свой 80-й сезон). На сотнях и тысячах фотографий запечатлены кадры из спектаклей, которые становились знаковыми событиями в культурной жизни республики. А пару лет назад фотограф Ахат Хисамутдинов передал Союзу театральных деятелей Удмуртии 4 коробки негативов с портретами актеров театров, которые он делал на протяжении нескольких десятилетий. «История театра не закончится никогда. И, возможно, именно эти архивы лягут в основу новой коллекции театральных открыток, посвященных уже театрам Удмуртии», - сказал председатель республиканского отделения СТД Александр Мустаев.

***Виктория СУВОРОВА* Фото автора**

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут