Василий Лановой: "Мы - уходящая натура, великие"

24 октября 2012
0

«Один из ихтиозавров русского театра», - представляется ижевской публике Василий Лановой. Поджарый красавец с резким профилем, прямой спиной, стремительными движениями и звучным голосом, наблюдая за которым трудно поверить, что ему уже 78.

%d0%9b%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b9 Василий Лановой: "Мы - уходящая натура, великие"

«Это было в 48-м. Да-да, в 1848-м. Видите, какой я старый!», - с вызовом и куражом подмигивает он залу. Читает прозу Пушкина и Толстого, стихи все того же Пушкина (любимого) и Маяковского. Иногда, кажется, неосознанно, он встает в позу, знакомую по известному пушкинскому памятнику – скрестив руки на груди, обхватив плечи тонкими пальцами (руки у Ланового изумительно красивые, не потяжелевшие, элегантные и ухоженные). Впитывая этот голос и образ, зрители, кажется, даже не дышат. «Подождите, еще второе отделение будет», - смеется он, уже не видимый из-за десятков букетов, которыми его заваливают буквально за минуту, едва он выходит к рампе на поклон. После второго отделения цветов столько, что кажется, поклонницы вынесли всю ближайшую зеленую лавку. Некоторые дарят любимому артисту конфеты и домашнее варенье. Триумфу, с которым прошел творческий вечер народного артиста СССР Василия Ланового в филармонии, может позавидовать любая «звезда» наших дней. Для многих в зале эта встреча – возвращение к иным временам и иной культуре. Лановой и сам провоцирует ощущение смены эпох: «Мне бесконечно грустно, что великий русский кинематограф заменен сериалами». «Великанов Вахтанговского театра осталось – считанные единицы. Юрий Яковлев… Владимир Этуш... Юлечка Борисова… Людмила Максакова… Еще несколько человек. Мы прожили вместе жизнь. Одно сознание этого дает и вдохновение, и силы, и любовь. С каждым годом я отношусь к ним со все большей нежностью. Они - уходящая натура, великие. А новых великанов я не вижу. Нет их больше!». Он и весь такой - категоричный, непримиримый, прожигающий угольным взглядом, жесткий, насмешливый, острый на язык. Предложив оставлять на авансцене записки с вопросами, большинство из них сам же и отметает как никчемные (и вполне справедливо), другие – вышучивает. «Вот тут просят меня рассказать, какую роль в моей жизни сыграли женщины. Не дождетесь!» - по-мальчишески пылко и грозно выкрикивает Лановой. «Спрашивают, почему я не играл героев-любовников, кроме Вронского. Как это не играл?! А Анатоль Курагин?! А Дон Жуан?! Так меня обидеть!», - театрально возмущается он. «Ешьте по утрам овсянку, будет царская осанка!» - смеется он в ответ на вопрос о балетной стати. Но о том, что больше всего ценит в людях, говорит совершенно серьезно: «Я ценю разум и милосердие». После концерта без какой-либо паузы на отдых – короткое интервью: - Учтите, я с журналистами не работаю. Я бегаю от них в Москве. Близко их к себе не подпускаю. Здесь меня директор филармонии попросил с вами поговорить, и я не смог отказать. Как почему? А вас устраивает то, что делается на телевидении, в печати? Не хочу в этом участвовать. Обслуживание самого низменного! В том числе, политических сил. Сколько журналистов, писавших предвыборные статьи, искренне верят в написанное? - Василий Семенович, с этим не поспоришь. Но ведь есть и музыканты, и актеры, которые за соответствующий гонорар выступали на предвыборных концертах, не будучи искренними сторонниками той партии, которая организовывала действо. - Мне звонят иногда и просят: «Василий Семеныч, выступите с сольным концертом в нашем городе». Спрашиваю: а вы кто? Мне отвечают: «А я выставляю свою кандидатуру на выборах. Но про меня вам не надо говорить ни слова. Просто концерт». Да уж, конечно! А он сам или его человек выйдет перед концертом и объявит, что его друг Вася Лановой приехал его поддержать?! И что я после должен буду делать? (лицо в этот момент у Ланового такое, что ясно: его ответ на этот риторический вопрос – залепить пощечину приглашающему и уезжать к чертовой матери – прим.авт.). - Насколько комфортно вам с молодым зрителем? Когда вы читаете со сцены «Путешествие в Арзрум» Пушкина или главу о первом бале Наташи Ростовой, слышат ли вас подростки, понимают ли, что вы им хотите сказать? - А куда они денутся?! Это все-таки великая русская классика. Я стихи читаю только такие… надо быть большим идиотом, чтобы их не услышать. Ну что, Пушкин может не «попасть»? Или Маяковский с его лирикой может не «попасть»? Господь с вами, если уж это не понятно, тогда надо менять нацию! - Современной поэзии в ваших программах нет. Но хотя бы для себя находите в ней что-то? - Мне попадались грандиозные стихи у Василия Белова. Он прозаик, но время от времени он такие мощные стихи пишет – на века, и тем более они убьют все сегодняшнее. Он и сейчас пишет, хотя он пожилой уже человек (именно в эти дни Василий Белов отмечает свое 80-летие – прим.авт.). Или это не считается современным? Я ведь еще и преподаю. И стараюсь дать студентам возможность выбора. Всегда сначала говорю: принесите те стихи, которые вам нравятся. Но они иногда такое приносят, что я быстро кричу: стоп! Классика, только классика! Только она может воспитывать. Она вечная, нравственная, гуманная, и она милостива к человеку. Найдите эти 4 качества в современных стихах, и я их буду читать. - Вы преподаете художественное слово и сценическую речь. Но сегодня молодым актерам многие режиссеры, работающие с современной драматургией, говорят: слезь с котурнов, оставь эту театральную подачу реплик. В новом театре требуется бытовая интонация, естественный провинциальный говор. - Это все не ново. Это же пробовал «Современник» в его первые годы (в середине 1950-х – Прим. Авт.). Да, некоторые мои выпускники потом на практике не используют то, чему у меня научились. А некоторые театры до сих пор этим живут. Например, Малый театр бережет отношение к произнесенному слову как святыню. И в театре Вахтангова мы не позволяем дойти до мусора, до хлама в языке, хотя некоторые спектакли сегодня требуют именно хлама. Это считается очень актуальным. - Преподаете вы с середины 1980-х. Студенты тех лет и нынешние одинаково настроены на театр? Те, кого вы учите сейчас – радуют ли вас? - Мои первые студенты – это были ребята, закончившие советскую школу. Сегодня приходят студенты, пользующиеся ЕГЭэшкой. На Пушкина и Толстого в советской школе тратилось 80 часов, сейчас 15-20. Вопросы еще могут быть? - Сейчас молодые актеры мечтают уехать работать в Голливуд. А вы об Америке мечтали? - Ровно сегодня мне звонили из Канады и Америки с приглашениями приехать с творческими концертами и спектаклем «Посвящение Еве». Я их посылаю знаете куда? Отказа от канадских гастролей мне даже жалко, Канада мне нравится, но контракт имеет в виду посещение обеих стран, без вариантов, а на это я согласиться не могу. В Америку хорошо ездить играть, но там невозможно заниматься творчеством. Я был там несколько раз, и все – хватит! - В советском кинематографе вы были одним из героической «породы» - олицетворением мужчины благородной внешности и благородных и сильных поступков. А ведь выросли в маленькой деревне не Украине… - Это правда. И корифеи Вахтанговского театра меня «облагораживали». Например, великая Мансурова требовала от меня «Мой шею!», когда надо было играть фрачного красавца Калафа в «Турандот», и эта часть моего тела представала на обозрение публики. Вообще, я не суеверен. Но в груди возникает некоторое волнение каждый раз, когда я думаю – как это мама отправила меня, семилетнего, и двух моих маленьких сестер, под присмотром одной только проводницы поезда, к бабушке на Украину … 20 июня 1941 года. Мы ехали двое суток, и 22 июня в 5 утра видели из поезда, как немецкие самолеты летят бомбить Одессу. В военные годы я был таким же, как все пацаны на украинской земле. Однажды мой дед Иван привел кобылу и сказал: езжай коров пасти. « А как же без седла?» - спросил я. «Вот привереда москаль! Так голым задом и садись», - ответил дед. Куда было деваться – сел, конечно. И до конца войны пастушил. Потом во всех фильмах я сам ездил верхом. Когда я приехал к родным на Украину после выхода фильма «Анна Каренина», где сыграл Вронского, дед Иван вышел встречать меня на улицу. И с ним полдеревни. «Василь! А вот если бы ты голым задом на кобыле не елозил, фиг бы ты сыграл графа», - провозгласил он. - А правда ли, что в Советском Союзе на уровне художественных комиссий актерам, прославившимся положительными, героическими ролями (вроде вашего Павки Корчагина), запрещали играть подлецов, мерзавцев? - Да ну, глупости! Павку Корчагина я сыграл еще студентом, а потом, уже взрослым актером, играл Анатоля Крагина, а потом был мрачный политический детектив «Черный квадрат». Актер – лицедей! Тот, кто делает лица. Если он всю жизнь одну роль играет, то он кретин, а не актер. Вот комедийные роли мне, действительно, практически не предлагали – видимо, не видели во мне комедийного начала. А когда режиссер Владимир Фетин предложил рольку в своем «Полосатом рейсе», я сам отказывался: ну что я, мол, буду в эпизоде сниматься? А он мне ответил: ты дурак, можно и эпизод сыграть так, что на десятилетия запомнят. И ведь так и получилось. Самая узнаваемая моя роль – вот этот крохотный комедийный эпизод на пляже с репликой «Красиво плывет группа в полосатых купальниках». - Сейчас вы снимаетесь? - Прямо из Ижевска улетаю в Вену и в Прагу на съемку «Трех мушкетеров». По приглашению Сергея Жигунова играю кардинала Ришелье. Очень хорошая роль. Жутко мне нравится! Такой склизкий парень! Но государственник, что меня с ним сближает. Он ведь говорил: «Да что это такое? Какая-то испанская фря будет мешать мне Францию строить?!». Очень он мне нравится, и, думаю, с фильмом мы не задержимся. Так что я не прощаюсь!

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут