Вдохновленные деревней: «Лудорвай» отметил 30 лет

18 августа 2016
0

В честь своего 30-летия архитектурный музей-заповедник под открытым небом «Лудорвай» придумал и провел первый фестиваль деревенской культуры «Гурт-фест».

%d0%93%d0%a3%d0%a0%d0%a2 %d0%a4%d0%95%d0%a1%d0%a2 Вдохновленные деревней: «Лудорвай» отметил 30 лет

Каждый год 14 августа «Лудорвай» традиционно приглашал гостей на Медовый Спас. Но в этом раз привыкшие к обычной медовой ярмарке и концерту под открытым небом гости музея были ошарашены масштабом праздника.

ДЕЛУ ВРЕМЯ - ПОТЕХЕ ЧАС

Аналогов фестивалей, позволяющих рафинированным горожанам на день погрузиться в реалии деревенской жизни, в России уже немало: чувствуя, как нарастает разрыв между городским и деревенским образом жизни, деятели культуры делают все возможное, чтобы свести вместе два этих мира. Офисные «белые воротнички» на таких фестивалях учатся колоть дрова, затапливать печь, носить воду на коромысле, косить и ворошить вилами сено, жать пшеницу. «Лудорвай» к такому формату пока только примеривается: для Удмуртии, где почти у каждого горожанина есть родственники в деревнях, крестьянский быт вовсе не экзотика. Поэтому в музее сосредоточились на праздничной стороне деревенской жизни – тем более что и повод, юбилей «Лудорвая», обязывает.

Фестиваль получился настоящим праздником этнокультуры и ее современных вариаций. На главной сцене фестиваля час за часом продолжался концерт коллективов традиционной музыки из разных регионов России и из-за рубежа. Ансамбль из Новгорода Великого задал атмосферу народного гулянья, с остроумными приговорами показав старинные кадрили. Костюмы новгородцев стали отдельным открытием – живописные, узорчатые, запоминающиеся высокими шерстяными гетрами с разноцветным орнаментом и лаковыми галошами в мужских комплектах. Бесермянские крези пела Мария Корепанова – молодая этноисполнительница, выступающая на фестивалях в России и за рубежом. В ее вокальной манере соединяются обертоновое пение и более привычный «белый», открытый, звук – этот синтез превращает каждую песню в завораживающий заговор, таинственный, древний.

Знаменитые «Бабушки из Бураново» в этот раз отказались от ремиксов рок-хитов и спели традиционные бурановские песни – нежные, мелодичные. После завершения их сета художественный руководитель ансамбля Ольга Туктарева объявила: «А сейчас бабушки обнимут вас», - и на руках, как ребенка, опустила со сцены на поляну самую узнаваемую из бабушек – крохотную Наталью Пугачеву. Остальные бурановские певицы спустились к зрителям сами. Таких теплых объятий местные фестивали, пожалуй, еще не знали. «Верните бабушек!» - в шутку кричала через 10 минут в микрофон Туктарева, видя, что народных любимиц окончательно затянуло в водоворот обнимающих зрительских рук.

ВКУС И ЗВУК

На бесконечных столах расположились с национальными блюдами гости из разных районов республики – удмуртские застолья сменялись татарскими, бесермянскими, русскими. На вышитых скатертях высились горы чак-чака, блюда табаней, перепечей, кокроков, гороховых шариков, пирожков со свеклой, с пистиками, с лесными грибами, шанежек с картошкой, с творогом, с домашним сыром и яйцом…

Покрывались на жаре каплями влаги охлажденные крынки с домашним квасом, калиновым киселем, айраном… Пусть фестиваль не давал полного представления о тяготах деревенской жизни, но о больших праздниках в деревнях по нему можно составить прекрасное представление.

От дегустации деликатесов нас отвлекает чарующий звук – кажется, что мелодию наигрывают на какой-то удивительной арфе – с глубокими обертонами бурдонного тона и серебристыми, легкими переливами главной темы. Оказывается, это традиционный сетусский инструмент каннель – родственник и финского кантеле, и удмуртского крезя, и русских гуслей. Вокруг исполнительницы тут же собирается кружок завороженных слушателей. Через минуту в него аккуратно вклинивается хозяин ослика, запряженного в изящную кованую коляску. Животинку, уставшую от многочасовой работы на палящем солнце, он ведет за собой: «Говорят, от красивой музыки коровы дают больше молока, а лошади быстрее отдыхают. Пусть мой ушастый тоже послушает, да и я с ним отдохну душой». Девушка-музыкант встает и подходит к самой морде животного – пальцы, порхающие по струнам, почти касаются его бархатного носа. Девушка улыбается, каннель звучит нежно и светло, осел зажмуривается и замирает – кажется, и вправду слышит в старой сетусской песне что-то понятное.

ВИСКИ, КУМЫШКА, ХАНЗЯ

Едва ли не самый большой интерес гостей «Гурт-феста» вызывал стол диаспоры сету (финно-угорского народа, традиционно живущего поблизости от Балтийского моря) из Эстонии. Всех желающих здесь угощали «зимним молоком» - разведенным в воде спрессованным соленым творогом, буквально тающим во рту мягким домашним сыром с тмином, балтийской селедкой домашнего пряного посола, кровяными оладьями, разварной картошкой (чтобы накормить гостей фестиваля настоящей сетусской картошкой, члены диаспоры привезли с собой мешок картофеля свежего урожая) и, конечно, национальным ржаным напитком ханзя.

Негласный руководитель сетусской делегации Райво Ристимяэ (он приезжает в Удмуртию уже 12 лет подряд и хорошо знаком с обычаями и культурой всех финно-угорских народов) рассказывает:

— Ханзя – это неотъемлемая часть культуры сету, у нас он известен так же давно, как в Удмуртии кумышка. Но если в удмуртских деревнях приготовление кумышки чаще всего ложится на плечи женщин, то у сету приготовлением ханзя традиционно занимаются мужчины. У каждого есть собственные секреты. Сейчас появилось много мастеров, которые изобретают новые рецепты с различными добавками, но чтобы напиток считался настоящим ханзя, основа должна быть классической – рожь.

Крепость ханзя должна быть выше 60 градусов – у нас считается, что такой напиток наиболее естественно усваивается организмом. Кроме того, ханзя ценится за антисептические свойства. Одну рюмочку рекомендуется выпить, когда в холодное время года приходишь домой с мороза, чтобы не простыть. Смоченной в ханзя ваткой или бинтом промокают раны – дезинфицируют, как медицинским спиртом. Эфирные масла, которые есть в составе напитка, помогают при болезнях суставов – из ханзя делают компрессы. Я знаю, что в России сейчас стараются как можно меньше говорить об алкоголе в публичном пространстве, и может быть, это правильно, но совершенно отвергать культуру, которую поддерживали столетиями, тоже нельзя. Шотландцам ведь не приходит в голову замалчивать все, что касается виски. Давайте лучше говорить об искусстве пития, создавать такую культурную среду, чтобы кумышка или ханзя были таким же брендом национальной культуры, как виски. Например, у сету каждый год проходит конкурс на лучшее изготовление ханзя, соревнуются десятки мастеров. Происходит это в особый день в августе, когда на большом фестивале провозглашается Сетуское королевство и выбирается Король сету (в этот день на территории фестиваля не действуют законы Эстонии, он живет по собственным законам). Весь день гости из всех деревень сету и сетуских диаспор поют старые песни, танцуют традиционные танцы, играют на народных инструментах древнюю музыку, выставляют на столы национальные блюда и напитки – все угощаются и веселятся, праздник перерастает в большой карнавал. Райво капает в ладонь несколько капель, быстро потирает руки и подносит сложенные чашечкой ладони к своему лицу:

— Если согреть немножко ханзя на коже, то по аромату можно определить, из чего напиток сделан и даже в какой местности выросла рожь, как по аромату вина знатоки определяют, среди каких деревьев и трав рос виноград.

Он протягивает руки открытыми ладонями вверх, предлагая убедиться в правдивости его слов. Собравшиеся вокруг утыкаются носами в его ладони, чувствуя, что сама интимность жеста сближает нас больше, чем выпитые на брудершафт рюмки ханзя. Кожа Райво пахнет горячим хлебом, цветочным медом и горьковатыми травами.

РУССКАЯ ИСТОРИЯ ВОЛЫНКИ

Одним из самых заметных участников фестиваля стал ансамбль «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга», играющий традиционную шотландскую музыку. Несмотря на то, что в коллективе сейчас играет больше десяти человек, на фестиваль организаторы смогли пригласить только четверых (бюджет фестиваля, как и многих подобных событий, не безграничен). Но и этот камерный состав задал музыкальный тон «Гурт-феста». Уже отыграв свой сет на основной сцене фестиваля, они едва вырвались из кольца зрителей, каждый из которых хотел сделать с ними фото на память. Потом, расположившись у столетней мельницы «Лудорвая», они обеспечили музыкальное сопровождение этнодефиле Олега Ажгихина и Зои Лебедевой. Под шотландские военные марши и песни по расстеленным на траве тканым коврикам (и для этномоды эти пестрые дорожки казались более естественными, чем глянцевый подиум) вышагивали профессиональные модели студии «Ажиотаж» в платьях и костюмах коллекции «Гжель» Олега Ажгихина и набранные прямо на фестивальной поляне из числа зрителей модели в сшитых вручную из кусков и лоскутков разноцветных тканей Зои Лебедевой. Под ликующий, радостный ритм барабанов они шли с такой естественностью, как будто шотландская музыка всегда звучала на полях Лудорвая.

Руководитель ансамбля «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга» Владимир Молодцов объясняет, почему парни в килтах из тартана в сине-зеленую клетку вписались в фестиваль деревенской культуры в среднерусской полосе, как родные:

— Музыка, которую мы играем, – тоже деревенская в каком-то роде. Только играли ее изначально не в русских или удмуртских деревнях, а в деревушках Шотландии. И исполняли по тем же поводам: проводы на войну, встреча вернувшихся из военного похода односельчан, большие годовые праздники, свадьбы. А волынка вообще инструмент универсальный, как и барабан. О том, что на Руси на волынках играли и в средние века, было известно давно – этот инструмент уже много столетий распространен на всем европейском континенте, есть балканские волынки и испанские, французские и ирландские. Но недавно появились основания считать нашу страну одной из главных стран в истории волынки.

В Новгороде Великом на раскопе найдена волынка XIV века. Точнее, в прошлом году археологи откопали какую-то непонятную трубочку, и только год спустя известный мастер-волынщик, увидев эту деталь, уверенно опознал в ней волынку. Дальше перед учеными встал вопрос, привозной ли это инструмент, «варяг» среди традиционных русских инструментов, или свой, родной. Выяснить это оказалось довольно легко: там же, в раскопе, обнаружили домашнюю утварь, деревянную посуду с точно такими же рисунками на боках, как на этой волынке. Значит, с уверенностью можно говорить о том, что волынка была изготовлена в Новгороде. Это открытие стало сенсацией в мире старинной музыки, потому что новгородская волынка оказалась второй по древности в мире. Значит, нужно переписывать всю мировую историю волынки – сейчас в профессиональном сообществе именно это и происходит. После того, как фото новгородской волынки было опубликовано, мастер из Новой Зеландии (!) сделал ее реконструкцию – восстановил ее внешний вид и звучание. Так что недалек тот день, когда на подобный фестиваль могут приехать настоящие русские волынщики.

— Почему не находили русские волынки раньше?

— Русские делали волынки из бузины и тростника, а меха – из бычьего пузыря или кожаного мешка, а они служили недолго и в земле моментально истлевали, поэтому до сих пор древние образцы и не доходили до нас. Но упоминание волынок дошло до наших дней в народных песнях и пословицах.

— Так вот почему ваш ансамбль играет русскую народную песню «Миленький ты мой» на волынках и барабанах? Планируете расширять «русский» репертуар?

— На самом деле, нет. И «Миленького» мы начали играть просто в подарок слушателям. Хотя волынки были в ходу у многих народов, и как теперь выяснилось, у русичей, мы остаемся ансамблем шотландской музыки. Правда, я играю коми-народные песни на волынке, поскольку сам родом из Сыктывкара.


ОДЕЖДА КАК РУКОДЕЛИЕ

Олег Ажгихин, наиболее известный и титулованный модельер Удмуртии, к фольклорным мотивам в своем творчестве обращался не раз. В 2012 году он создал коллекции «Исток» и «Гжель», вдохновленные традиционной русской росписью. Платья, сарафаны и мужские костюмы он сшил… из готовых хлопчатобумажных полотенец с синими «гжелевскими» цветами и простой ситцевой ткани с тем же рисунком. Простота и изысканность коллекций впечатлила сначала жюри российских модных фестивалей, а затем и профессиональных судей Международного конкурса «Подиум у Средиземного моря - 2013» в Италии – Ажгихин вернулся оттуда в звании лауреата фестиваля.

Участие в «Гурт-фесте» позволило продемонстрировать наряды в русском стиле в органичной среде – модели дефилировали на фоне старинных деревянных построек и стогов сена, а вместо профессионального подиума под их ногами лежали домотканые пестрые коврики, брошенные прямо на траву.

Художница Зоя Лебедева, которая в последние годы стала одним из самых заметных явлений этнофутуристической культуры из Удмуртии, модельером себя не считает. Первые платья она сшила несколько лет назад просто для разнообразия, чтобы ненадолго отвлечься от графики, создания комиксов в лубочном стиле и уникальных ковров в технике флортекстиль (ветви с почками, стебли цветов, трав и ягод она использует так, как ткачихи используют нити). Выкройками не пользуется вовсе: берет остатки тканей, прикидывает на глаз, как эта мозаика будет смотреться выигрышнее, придумывает, где будут складочки, защипы и декоративные петельки, и аккуратными мелкими стежками собирает тряпочки в живописный, по-настоящему художественный и на удивление практичный наряд. Она говорит:

— Мне хотелось показать, что и сейчас можно и нужно шить платья вручную, используя только нитку и иголку, как будто швейные машинки еще не изобрели, – так в каждом стежке останется энергия ваших рук. Платье, сшитое вручную, отличается от отстроченного на машинке так же, как написанная кистью картина от распечатанного в типографии плаката. Сначала я сшила пару платьев для себя – просто, чтобы носить их каждый день. Неожиданно все женщины, с которыми я встречалась на фестивалях и концертах, начали спрашивать, где достать такое же. Я объясняла, как шьется такое платье, убеждала их самостоятельно взять в руки иголку, а потом вдохновение пришло или просто охапка тряпочек накопилась – я начала шить одно платье за другим. В начале августа показала коллекцию на международном этнофутуристическом фестивале KAMWA в Перми, сейчас, после «Гурт-феста», еду на фестиваль в Екатеринбург. Оказывается, «дизайнерские» рукодельные платья – это то, чего современным горожанам очень не хватает.


«ЛУДОРВАЙ» – СБЛИЖЕНИЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ

Сегодня этот уникальный музейный комплекс – признанная жемчужина культуры Удмуртии, популярный туристический объект, творческий центр, на территории которого ежегодно проходят десятки массовых праздников и выставки, посвященные русской и удмуртской архитектурной традиции. Также здесь проводят свадьбы по русской и удмуртской традициям. Фольклорный вокально-инструментальный ансамбль «Лудорвай» стал постоянным участником региональных и всероссийских фестивалей.

Исторически музей располагается на бывшей территории русского починка Ильинка. Площадь музея составляет почти 40 гектаров. В музее представлены усадьбы центральных, южных и северных удмуртов, бесермян, русских крестьян рубежа XIX-XX вв. Удмуртские усадьбы представлены традиционными постройками: дом, клеть, навес, амбар, хлев, семейное святилище «куала», спальный амбар «кенос». Во всех постройках развернуты экспозиции: это домашняя утварь и одежда, узорно-вышитые предметы ткачества.

Экспозиция в усадьбе южных удмуртов организована по интерактивному принципу. Здесь проводятся мастер-классы по приготовлению перепечей и табаней, катания на лошади в крестьянской телеге. Ветряной мельнице, которая стоит на холме «Лудорвая» и воспринимается как его архитектурная доминанта, уже более ста лет – и она находится в рабочем состоянии.

В 2006 году «Лудорвай» стал победителем грантового конкурса Владимира Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». На территории архитектурного музея проходил республиканский фестиваль деревянной скульптуры – монументальные резные скульптуры и сейчас стоят в лесной зоне «Лудорвая».


Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут