Вселенная Микаэла Таривердиева

18 марта 2016
0

В марте в Государственном театре оперы и балета Удмуртии им. Чайковского состоялась премьера спектакля «На Тихорецкую состав отправится…» по произведениям Микаэла Таривердиева.

%d0%a1%d0%9f%d0%95%d0%9a%d0%a2%d0%90%d0%9a%d0%9b%d0%ac Вселенная Микаэла Таривердиева

Тихая пристань на звездных путях

Режиссер Филипп Разенков и художник-постановщик Владислав Анисенков создали выразительное пространство спектакля, напоминающее и перрон вокзала, и палубу космического корабля, несущегося в пространстве и времени среди звездных ливней, вспышек комет и метеоритов. Сцена скрыта за занавесом из металлических нитей, на которых мелькают видеопроекции, а за ними открывается почти бесконечная синяя глубина - в ней вспыхивают софиты и скользят блики зеркальных шаров. Когда на авансцене включаются огромные вентиляторы, они кажутся пропеллерами, поднимающими сцену к звездам. И кажется, что зал, город и вся планета летят сквозь серебряный дождь.

Этот визуальный образ воссоздает романтику 1960-х, когда Микаэл Таривердиев и его музыка вошли в жизнь едва ли не каждого в нашей стране: это было не только начало космической эры и веры в то, что вселенная вот-вот покорится человечеству, но и время наибольшего внимания к человеческой личности, откровенного разговора о самих себе и современниках.

На перроне этого «вокзала времени» в спектакле встречаются герои произведений Таривердиева: Король и Анжела из «Короля-оленя», Калиостро и Прасковья Петровна из оперы «Граф Калиостро», артистка цирка и Маленький принц. Прибывающие и отъезжающие в этой бесконечной череде путешествий и судеб поют песни из фильмов «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Человек идет за солнцем», «Пассажир с экватора», «Старомодная комедия».

Одиночество космического масштаба

Дольше всех, на полчаса, задерживается на вокзальной скамейке героиня монооперы «Ожидание» в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Силаевой.

Этот монолог «современной женщины», ждущей любимого мужчину, написанный Микаэлом Таривердиевым на стихи Роберта Рождественского, ставят во многих театрах. Однако нередко монооперу превращают едва ли в мелодраму о деловой женщине, современной бизнес-вуман, которая, несмотря на свои карьерные достижения, чувствует себя несчастной, поскольку неудачлива в любви.

Филипп Разенков поднял этот сюжет до высокой трагедии одиночества. В мерцании серебристых сполохов задника и синевы открывающегося за ним пространства полный драматизма голос Татьяны Силаевой поет уже не просто о судьбе одной женщины, но об огромной, космической драме не-встречи людей, которые могли бы стать счастьем друг для друга. В «буквальном» смысле история приобретает не меньший драматический накал: на вокзале ждут не просто свидания, а возможности начать вместе новый этап жизни, сев в один вагон. Героиня Силаевой, пропевая полные отчаяния слова «женщины давно привыкли ждать», кажется опустошенной, возмущенной и все же сохраняющей огромное чувство собственного достоинства. Она уходит с перрона одна, но даже если ее спутник просто опоздал, на этот раз, возможно, он опоздал навсегда.

Провинция - в головах

В создании спектакля труппе нашего театра помогала президент фонда Микаэла Таривердиева Вера Таривердиева, вдова композитора, хранительница его творческого наследия. Она приехала в Ижевск на премьерные показы и поблагодарила коллектив театра за эту работу.

— Вера Гориславовна, оперы Таривердиева ставятся в московских театрах, а как часто они появляются на сценах в глубинке?

— Сразу хочу отметить, что глубинка - это устаревшее понятие. Удмуртии надо избавляться от ощущения «провинциальности», от снисходительного отношения к себе из-за того расстояния, которое отделяет ее от Москвы. Километры тут не при чем: дистанция только в головах. Здесь родился Петр Ильич Чайковский. Здесь есть большой Театр оперы и балета имени Чайковского. Как получилось, что я, профессиональный музыковед, арт-директор крупного музыкального конкурса, работающий в России, Германии, США и в других точках мира, старающийся знать, где и как происходит музыкальная жизнь, даже не знала, что в Ижевске есть оперный театр и что он носит имя Чайковского? Вы не заявляете о себе в информационном пространстве, стоите скромненько в стороне: вы сами создаете для себя провинцию.

Сегодня возможностей «прозвучать» на всю страну, на весь мир множество: есть Интернет, который распространит ваши новости в считанные минуты, есть онлайн-трансляции. Первый тур нашего международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева проходит в Канзасе - это маленький городок в США, географически - натуральная глубинка. Но там есть первоклассный концертный зал, огромный органный комплекс, есть публика, не сомневающаяся, что она достойна лучших концертов. Если канзасцам сказать, что они провинциалы, они справедливо возмутятся. Почему же в России географическое положение становится поводом для оправданий в том, что мы не шевелимся, не развиваемся, застреваем в прошлом?

Простите мне возможную резкость: во мне говорит обида за родину Чайковского и за вашу труппу. Здесь я увидела прекрасных опытных и молодых артистов – талантливых, интересных, профессиональных. Здесь работает режиссер оперных спектаклей Филипп Разенков, который побеждал на престижном конкурсе. Но вы могли бы сделать имя и образ Чайковского такой же неотъемлемой частью жизни и имиджа Ижевска, как имя Моцарта сделали символом Вены - там его портреты на каждом шагу, я не преувеличиваю: в витринах, на упаковках продуктов, на афишах. Хотя родился Моцарт не в столичной Вене, а в маленьком Зальцбурге. Знакомая ситуация, правда?

Проводник музыки

— Большинство слушателей знает Микаэла Таривердиева как автора песен на прекрасные стихи Рождественского, Евтушенко, Кирсанова. Как происходило это сотрудничество? Он писал музыку на стихи, которые вызывали его отклик, или поэты-современники «вписывали» свои строки в уже созданную музыку?

— Практически всегда он выбирал стихи и писал на них музыку (исключение составляет, пожалуй, «Маленький принц»). Его песенная интонация родилась в 1950-60-х, когда он писал на стихи друзей-«шестидесятников». Таривердиев делал «вскрытие» поэтического текста - обнаруживал суть поэтического произведения и создавал его музыкальное отражение. Он как никто другой чувствовал поэзию, любил ее бесконечно, слышал малейшую фальшь - у него был не только абсолютный музыкальный, но и абсолютный поэтический слух. И он был знатоком поэзии: прекрасно знал не только современных ему поэтов, всю эту блистательную плеяду современников (Рождественский, Вознесенский, Ахмадуллина, Евтушенко), но и мировую поэзию разных эпох. Например, у него есть цикл на стихи средневековых японских поэтов. И на сонеты Шекспира.

— Для большинства соотечественников Таривердиев - автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьба, или С легким паром». Как он сам относился к такой известности?

— Конечно, музыка к фильмам была вершиной того айсберга, в который складывается творчество Микаэла Таривердиева. Он писал балеты, оперы (часть из них была поставлена), инструментальные концерты, органную музыку, вокальные циклы. Это то, что было мало известно людям, но составляло главный смысл его жизни.

Музыка снисходила к Микаэлу Таривердиеву так же, как к Моцарту, - мелодия звучала в его голове во всех нюансах, можно было записывать на нотную бумагу начисто. В Москве в римско-католическом соборе играется программа «Моцарт. Таривердиев» для голоса и органа, и высокая природа дара их обоих там совершенно очевидна.

Вот пример того, как Таривердиев «слышал» музыку. В 1993 году Микаэл Леонович участвовал в одной телепрограмме с Юрием Башметом и в конце беседы Башмет попросил написать концерт для альта, чтобы он мог исполнять его. Таривердиев сказал, что если он напишет такой концерт, то с радостью отдаст его Башмету. На этом разговор закончился. Через несколько дней, в феврале, в нашем доме были гости. Мы все вместе сидели на кухне, разговаривали, чувствовали себя совершенно расслабленно, и вдруг у Микаэла Леоновича появился такой особенный «потусторонний» взгляд, который я замечала у него, когда к нему приходила музыка. Он встал из-за стола, вышел и вернулся ровно через полчаса. Оказалось, за это время он дошел до студии, которая была устроена в нашем доме, и написал концерт продолжительностью 26 минут. Как вы понимаете, записал сразу начисто, без единой помарки. Это был «Реквием» - трагическая, пронизывающая музыка прощания. Позже он немного редактировал аранжировку, но совсем незначительно: «Реквием» пришел к нему во всей своей пронзительности и силе.

Музыкальная «гениалогия»

— Перед премьерой Филипп Разенков говорил, что для него - особое счастье работать с музыкой Таривердиева, поскольку она продолжает творческую интонацию Чайковского и Рахманинова. Вы согласны с этой музыкальной «гениалогией» (от «гений» и «генеалогия»)?

— Это очевидная вещь. Какая еще музыка обладает такой степенью сердечности, как музыка Чайковского, Рахманинова и Таривердиева? Есть великие композиторы других стилей и направлений, другой «искры» или, если хотите, интонации. Но даром говорить со слушателем от сердца к сердцу, с обезоруживающей эмоциональностью обладали именно композиторы этой плеяды. Не случайно, по мнению Полины Вайдман (она издала все оригинальные партитуры Чайковского и знает о даровании вашего великого земляка абсолютно все), лучше и точнее всех о Чайковском написал в своей книге Микаэл Таривердиев. Думаю, это связано с общей природой их музыки. Поэтому я особенно рада, что спектакль с музыкой Микаэла Леоновича Таривердиева появился на родной земле Петра Ильича Чайковского.


КСТАТИ:

Спектакль «На Тихорецкую состав отправится…» стал не только подарком ижевской публике, но и данью памяти Микаэла Таривердиева. В этом году ему исполнилось бы 85 лет. Композитора нет уже 20 лет, но его музыка остается связующим звеном, скрепляющим поколения. Он написал музыку к 132 фильмам, 4 оперы, 4 балета, камерные вокальные циклы и сочинения для органа. К юбилейным концертам и спектаклям в честь юбилея композитора присоединяются Москва, Нью-Йорк, Париж, Таллинн, Гамбург.


Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут