Выставка к столетию художника Николая Галанова открылась в Ижевске

16 октября 2016
0
%d0%94%d1%8b%d0%bd%d1%8f 1982 Выставка к столетию художника Николая Галанова открылась в Ижевске

В Республиканском музее изобразительных искусств продолжается выставка «Тихая жизнь вещей» (0+), представляющая натюрморты заслуженного работника культуры Удмуртии Николая Галанова. Она не только знакомит с поразительными по ясности высказывания и полными света картинами, но и выводит из тени самого художника, который оказался малоизвестен даже профессионалам.

Возвращение художника

Столетие со дня рождения оказалось удачным поводом, чтобы вернуть в контекст художественной жизни республики имя живописца Николая Галанова – мастера, который вел почти затворнический образ жизни, не любил околотворческие «тусовки», но оставил после себя едва ли не лучшие в истории удмуртского классического искусства натюрморты. Выставка в Республиканском музее изобразительных искусств получилась камерной. Большая часть работ, представленных на ней, входит в коллекцию музея и Игринской галереи или принадлежит частным владельцам. Почти все эти работы относятся к поздним годам жизни художника, его раннее же творчество мы можем только представить.

Секрет того, почему творчество талантливого живописца оказалось почти забыто, кроется, на первый взгляд, в его характере. По свидетельствам современников, Николай Галанов был замкнутым человеком. Отнюдь не мизантропом, но одиночкой, нуждавшимся в собственном пространстве, в проведенном в уединении времени, чтобы осмыслить жизнь и свое место в ней. Даже художники старшего поколения, которым сейчас около 80 лет и больше, не могут вспомнить «задушевных бесед» со старшим коллегой – со всеми он был вежлив и доброжелателен, но сердце не открывал. Никогда не занимался собственным, как сейчас говорят, пиаром – не ходил по редакциям газет с просьбой напечатать о нем очерк или интервью, не требовал в Союзе художников персональную выставку. Казалось, он довольствовался малым: не стремился к славе, а темы для своих картин находил, не покидая собственную квартиру. С другой стороны, остались воспоминания знавших его людей о том, что Галанов был необыкновенно щедр и нередко просто дарил свои картины тем, кому они нравились.

Наследник первых профессионалов

Чтобы разгадать загадку этого художника, нужно проследить его биографию. Николай Галанов родился 30 октября 1916 года в Ижевске, в семье рабочих. В 1934 году окончил Удмуртской областной театрально-художественно-музыкальный техникум, где был учеником первых профессиональных художников Удмуртии, с которых и начиналось академическое изобразительное искусство в Ижевске – пейзажиста Николая Косолапова и портретиста Михаила Балагушина. Так что «школу» он прошел лучшую, какая была возможна в республике на тот момент.

После получения диплома начал работать в Русском драматическом театре им. Короленко. По призыву в начале Великой Отечественной войны ушел на фронт, попал там в фашистский плен, был освобожден. Галанов вернулся на родину в 1946 году и снова приступил к работе в театре. Создавал декорации и к спектаклям по классическим пьесам (сохранилась программка оформленного им спектакля «Без вины виноватые» по Островскому), и к постановкам современной драматургии. По немногим сохранившимся фотографиям можно судить, что в каждом спектакле Галанов стремился создать уникальную атмосферу погружения в мир, созданный драматургом – декорации детальны, наполняют пространство сцены множеством элементов, которые насыщают среду, делают ее вещественной, осязаемой. При этом Галанов не стремился к гиперреализму, в его работах всегда оставалось место театральной условности, поэтизации мира пьесы.

Одиночка поневоле

В 1952 году Галанов неожиданно ушел из театра и поступил на работу в Удмуртское отделение художественного фонда в качестве художника-оформителя 3-й категории – то есть оставил полный творческих поисков мир театра, чтобы рисовать плакаты и вывески, при создании которых индивидуальность художника сводилась к нулю.

Почему он оставил энергичный, полный эмоций и постоянных новых впечатлений мир закулисья, неизвестно. В художественных кругах, правда, вполголоса предполагают, что причиной могли быть обстоятельства его биографии, а именно, его пребывание в немецком плену.

Это была сталинская эпоха, в театрах шли пьесы о вождях революции, и бывший пленник (вернувшихся из плена тогда на всякий случай подозревали в предательстве родины и шпионаже, и Галанову оставалось радоваться, что он не попал в советский лагерь) мог привлечь к себе ненужное внимание особых органов – случайные люди не могли создавать прекрасную легенду о Сталине и его окружении. Галанову могли намекнуть о том, что присутствие бывшего военнопленного нежелательно в стенах театра, создающего коммунистический миф, а может быть, ему и намеки были не нужны. И он ушел в учреждение, где личности художника вообще не было видно: он стал исполнителем, живой машинкой для тиражирования плакатов и вывесок.

То, что причиной ухода Галанова в тень могло быть отношение сталинского режима к военнопленным, косвенно подтверждает неучастие художника в выставках до самой смерти Сталина. Галанов как будто не хотел привлекать к себе внимание, не попадался на глаза. Только в 1953 году (сразу по окончании сталинской эпохи) он стал участником республиканских вернисажей – и сразу активным: он выставлялся много и с удовольствием.

С выходом на пенсию жизнь только начинается

Полностью посвятил себя живописи Николай Галанов только после ухода на пенсию. Тогда и стало очевидно, что художником- оформителем, рисующим типовые плакаты, он стал не по велению сердца – жажда творчества в нем была огромная.

Оптимизм в хрущевке

Свою небольшую квартиру в Ижевске он превратил в мастерскую. Писал с натуры, не отходя от старенького столика в комнате, от окна с выставленной в нем вазой с цветами, от мешков с овощами в прихожей. Все его картины мажорны, оптимистичны – они написаны человеком, который чувствует гармонию мира и любит жизнь. Это кажется почти невероятным, но Галанов оказался единственным из художников Удмуртии того времени, кто сконцентрировался на натюрморте, всерьез искал национальные черты этого жанра, пытался создать картины, точно отражающие время и место их создания.

В 1986 году он стал участником крупнейшей зональной выставки «Большая Волга». Кроме того, его картины были отобраны для московской выставки художников автономных республик Советского Союза. Петр Елкин, много лет бывший председателем Союза художников Удмуртии, вспоминает, что был потрясен, увидев картины, приготовленные Галановым для региональных и всесоюзных выставок: оказалось, что рядом с признанными художниками живет и работает умный, тонкий мастер, создающий незаурядные полотна, умеющий видеть хрупкую красоту повседневных вещей, одухотворяющий и поэтизирующий их.

Очевидно, большое влияние на Галанова оказала живопись импрессионистов. В развитии своего творчества он следует по их пути, стараясь с максимальной полнотой и выразительностью передать не столько текстуры и фактуры предметов, сколько свет и блики, которые они отбрасывают и которыми освещают пространство вокруг себя.

Мир предметов Галанова – это мир излучающий, ясный, полный внутреннего света. На картине 1982 года «Дыня», находящейся в коллекции Республиканского музея изобразительных искусств, столик с разрезанной дыней, несколькими грушами и персиком буквально утопает в лучах света, он отражается от сочной дынной мякоти, от светлой скатерки, перламутрового фаянсового чайника и пиалы с чаем. Картина полна воздуха, она будто промыта им.

На картине «Память» 1985 года (картина также приобретена музеем) – стол, заваленный реликвиями старого ветерана. По законам жанра обладателя этих памятных вещей в «кадре» нет, но художник позволяет не только ощутить его присутствие, но и передать отношение пожилого воина к событиям прошлого. Ветеран как будто ненадолго вышел из комнаты, оставив на столе очки с выпуклыми лупами в тяжелой «стариковской» оправе, недопитый стакан чая и номер газеты «Удмуртская правда». Но и без его лица и фигуры натюрморт позволяет «прочитать» историю его жизни. Письма треугольниками по обычаю полевой почты, медали с яркими, освещенными солнцем колодками, альбом с фотографиями и пачка типовых открыток к 9 Мая с алыми звездами и флагами, собираются в образ фронтовика, который с теплым чувством вспоминает своих боевых друзей, получает от них и рассылает сам очередные поздравления с очередной годовщиной той Победы, за которую они сражались, который умиротворен нынешней мирной жизнью со свежими газетами и горячим чаем, и все же нервничает, перебирая снимки однополчан, и уходит покурить. Галанов вновь использует сочный импрессионистический мазок, чтобы передать полноту чувства своего лирического героя.

Поиск до конца

С годами он развивает свой стиль, ищет новые выразительные средства. Чтобы добавить воздуха в картину, на поздних натюрмортах он процарапывает тонкие, как след от иголки, штрихи – соскабливает слой невысохшей краски, обнажая белый подмалевок. И картина начинает «просвечивать» изнутри белым светом. В конце концов он приходит к технике пуантилизма: наносит краску на холст точками, между которыми остается «воздух» – чистый фон.

Картины рассказывают о нем лучше официальной биографии: на них зафиксирована повседневная жизнь художника. Его любовь к цветам и распахнутым окнам, его умение играть на пианино (домашнее фортепиано не раз попадает на его полотна), интерес к литературе, вкус к жизни, выраженный через любование даже самыми простыми, неромантичными плодами вроде капусты и картошки. И тот портрет, который возникает из этих деталей, заставляет радоваться, что фигура Николая Галанова вернулась в мир искусства Удмуртии.

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Жители Удмуртии смогут принять участие в конкурсе «Права человека – 2019»
3 июля
Творческое состязание проводят Уполномоченный по правам человека в Удмуртской Республике и Союз журна...
Память, облачённая в сталь
1 июля
**22 июня, в День памяти и скорби, жители села Кигбаево собрались у обновлённого мемориала землякам, ...
Театр списали на слом, но…
28 июня
Сделан конкретный шаг к строительству Культурного центра имени Короленко...
Священная земля
27 июня
Удмуртия присоединилась к военно-патриотической акции «Горсть памяти»...

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут