Выйти из толпы. В Ижевске прошёл Udmurt fashion day

6 июля 2018
0

Даже нынешним молодым удмуртам их бабушки назидательно говорят: «Не выделяйся. Будь как все». Скромность и сдержанность во всех внешних проявлениях считается неизменной этической (и эстетической) ценностью представителей удмуртского сообщества. Фестиваль современной городской моды Udmurt fashion day бросил вызов всем нормам прошлой эпохи, - здесь было дерзко, вызывающе, громко, ярко, порой откровенно провокационно, но при этом вполне по-удмуртски.

%d0%be%d1%82%d0%ba%d1%80%d1%8b%d1%82%d1%8b%d0%b9 %d0%bc%d0%b8%d1%80 Выйти из толпы. В Ижевске прошёл Udmurt fashion day

Тренды без брендов

Выкрашенный синей краской ананас, висящий через плечо на цепочке как дамская сумочка. Авоськи с картошкой и бананами, дополняющие свободные белые одежды с угольными принтами. Майки с удмуртскими орнаментами. Футуристические розово—чёрные плащи и платья, явно вдохновлённые современной японской культурой. Тяжёлые ботинки в комплекте с тонкими платьями. Кажется, фэшн—дизайнеры из Удмуртии собрали все тренды модных подиумов последних десяти лет, добавив к ним по вкусу, как соль и перец, национальные элементы. Одна из организаторов фестиваля, дизайнер и руководитель модельного агентства Mademoiselle Oudmourte Дарали Лели констатирует:

— Начинающие дизайнеры из Ижевска хорошо ориентируются в тенденциях и именах модных модельеров, и все транслируют примерно один и тот же типаж современного нестандартного молодого человека, бросающего вызов упорядоченному обществу. Они поддерживают модную экологическую тему и шьют свою одежду из продуктов переработки. Они против двухметровых худых моделей, они выводят на показы девушек и юношей с обычными пропорциями. И если не озвучивать это прямо, о многих вы ни по одному признаку не догадаетесь, что они из Удмуртии: лишь единицы работают с этническими темами, причём в совсем молодом поколении модельеров я не вижу тех, кто искренне стремился бы соединить современную городскую моду и национальные мотивы. Так что название фестиваля Udmurt fashion day имеет в виду скорее региональную принадлежность дизайнеров одежды, а не этническую и концептуальную.

Главное – быть органичным

Сама Дарали представила на фестивале коллекцию «Мучикай» («Любимая»), созданную на основе традиционного костюма закамских удмуртов. Она использовала старинный крой юбок с характерной широкой оборкой на уровне бёдер, обыграла удмуртский дукес – своеобразный плащ, который носили и мужчины, и женщины (разумеется, кроя его немного по—разному), использовала аксессуары в этностиле (монисто для коллекции изготовила Галина Матвеева).

— Эти комплекты – чистые «от кутюр», созданные для шоу, или всё же «прет—а—порте», которое предполагается носить?

— Сложный вопрос, потому что в нём мои желания сталкиваются с реальностью. Работающему с этнотемой дизайнеру приходится балансировать между сценической эффектностью, почти театральностью и практичностью каждого комплекта нарядов: с одной стороны, нужно как можно более эффектно презентовать их на публичных показах, с другой, хотелось бы, чтобы их носили. Есть люди, которым это удаётся (они берут традиционное платье, сочетают с каким—то современным кардиганом, с кроссовками, и получается свежо и стильно), но умеющих носить такую одежду естественно, органично пока немного.

И всё же прогресс виден. Сегодня «законодатели мод» из удмуртского сообщества уже не носят традиционные платья как они есть, не подают тему национальной одежды в лоб, — они научились соединять разные стили, вплетать элементы этнического костюма в современный городской образ. Это очень важно.

Я сама сейчас увлечена перспективой вернуть в обиход удмуртский дукес. Его можно соединять с платьями, джинсами, чем угодно, но сам его крой, очень своеобразный, всё равно придаст силуэту сходство с традиционным.

— Эту же коллекцию вы показывали в прошлом году на фестивале «Палэзян». Тогда одной из моделей был юноша, и на нём тоже была юбка в традиционном стиле закамских удмуртов. Это выглядело весело, хулигански и абсолютно в тренде — тем летом то и дело появлялись сообщения, как в Европе и США молодые мужчины, возмущённые офисным дресс—кодом, запрещающим даже в жару носить шорты, приходили на работу в коротких лёгких платьях и юбках своих сестёр или жён. Казалось, что под влиянием обстоятельств мужчины начинают отвоёвывать себе право носить юбки, не подвергаясь насмешкам (в конце концов в Шотландии в городах увидеть мужчину в килте и офисном пиджаке или классической рубашке – дело совершенно обычное). И вот сейчас, когда в Ижевске наступила жара и самое время носить короткие юбки без оглядки на гендер, вы убрали эту модель из коллекции. Почему?

— Я сама не ожидала тогда, что на юноше так хорошо будет сидеть юбка. Это, правда, было и смело, и эстетично. Мне нравится, как это выглядит, и нравится, что это снимает очередные барьеры и стереотипы, укоренившиеся в обществе. Сейчас я не использовала этот образ только потому, что в показе участвовали финалистки марафона «Инста—удмурточки», и мы бы перегрузили показ специальными выходами. Но я надеюсь, что со временем появятся юноши, молодые мужчины, которые научатся носить платья и юбки так, что это не будет выглядеть клоунадой, а будет говорить об их внутренней свободе, — так же, как о внутренней свободе женщин 1920—1930—х гг. говорили брюки, которые те осмеливались носить вопреки общественным стандартам.

Свобода от стереотипов

В показе коллекции Дарали Лели участвовала одна из победительниц интернет—проекта «Инста—удмурточки», и её выход вольно или невольно оказался ещё одним сломом стереотипов: Елена Черных демонстрировала костюм, передвигаясь на костылях. В итоге показ стал метафорой преодоления, отмены любых границ – между аутентичным этно и современной городской культурой, между уверенно шагающими профессиональными моделями и людьми «из публики», более того, с ограниченными возможностями. Впрочем, на подиум Елена Черных вышла не впервые:

— Первое дефиле было почти 10 лет назад, ещё до аварии. Когда я выиграла участие в показе в инста—марафоне, я не видела причин отказываться. Моё ощущение себя на публике никак не изменилось – мне было достаточно комфортно.

— Но вы же понимаете, что тогда и теперь на вас смотрят по—разному? Тогда вы были одной из тысяч красивых юных девушек—моделей, а теперь вы – вызов всем устоявшимся нормам и правилам.

— Я понимаю, что особенная в глазах людей. В своём блоге я периодически пишу об этом. Но самой мне достаточно легко выходить на люди, и я никогда не упускаю возможности принять участие в каком—то публичном мероприятии, особенно если оно творческое, крутое. Во—первых, мне самой интересно. Во—вторых, мне кажется важным, чтобы люди видели: человек, переживший травму, может жить как все остальные.

— Я не очень пристально слежу за мировыми показами и рейтингами том—моделей, знаю только, что сейчас одна из популярнейших моделей – Винни Харлоу с витилиго (нарушением пигментации кожи), и всё больше брендов приглашает на свои показы моделей «плюс сайз» — девушек с формами. Но подиумных моделей, которым нужны были бы костыли или палочки, я не видела. Может быть, вы стали первой?

— Не знаю, я тоже не очень слежу за фэшн—индустрией. Но вокруг меня много замечательных людей с ограниченными возможностями, инвалидов, которые следят за собой, остаются очень красивыми людьми. И я знаю, что проходят показы мод и конкурсы красоты, которые устраивают сообщества людей с ограниченными возможностями, — там все модели и участники с той или иной инвалидностью. А вот о таком, чтобы модель с инвалидностью шла вместе с обычными моделями, я не слышала. Но надо же когда—то начинать?

В поисках индивидуальности

Одну из самых обаятельных и творческих коллекций Udmurt fashion day представила художница и начинающий дизайнер Ирина Мамаева. Точкой отсчёта для серии нарядов стали её рисунки – графичные зарисовки лиц и персонажей в стиле, напоминающем Пикассо.

— Я нарисовала несколько сюжетов, которые отражают мой художественный стиль, скомпоновала их так, чтобы они неплохо смотрелись рядом друг с другом, и отнесла макет принта в мастерскую, где его отпечатали на ткани. Мне было важно, чтобы это был «дышащий» принт, потому что я собиралась сшить утилитарные вещи, предназначены для активной носки. Я вообще не рассматриваю дизайн одежды как возможный бизнес, а просто шью одежду для себя. Мне это нравится гораздо больше, чем покупать штампованную одежду масс—маркета с одинаковыми силуэтами, одинаковыми принтами, одинаковыми «цветами сезона». Мне хочется, чтобы вокруг было больше эксперимента и индивидуальности, хулиганства и смелости. Это не обязательно синий или зелёный цвет волос или юбка настолько короткая, что все будут оборачиваться. Но это должна быть достаточно необычная вещь, которая «человека из толпы» превратит в индивидуальность.

Фото Сергей Рогозин

Комментарии

нет комментарев

Написать комментарий

Можно войти через аккаунт Удмуртской правды или соц. сети

Если вы не зарегистрированы на нашем сайте и у вас нет профиля в соц. сетях, зарегистрируйтесь , это займёт пару секунд, после чего вы сможете оставить комментарий.

Читать также

Профессионал, труженик и человек широкой души
3 июля
Память выдающегося строителя Николая Шишкина увековечена в Ижевске...
Кирпичик в основание благополучия
3 июля
**Студенческим семьям при рождении ребёнка выплачивают материальную помощь в размере 100 тысяч рублей...
В Ижевске на обустройство «ливневки» в этом году потратят 10 млн рублей
2 июля
Рабочие проведут капитальный ремонт 8 участков сети....

Час письма Rss

Любовь Ионова, Борис Решетников, Анна Кузнецова, Любовь Репина, Вероника Санникова, Мария Шелемова, пос. Кизнер
«Наша работа - о людях забота»
Юрий ПОЛУПУДНОВ, г. Самара
Заехал к другу в Акилово
Светлана РОДИОНОВА, г. Сарапул
Не называйте «детьми войны»
Тимиргузяль Гафурова
Праздничный маршрут